учет № 27 19 сентября 2011 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина, судей Е.А. Чекалкиной, Ф.В. Хабировой, при секретаре О.В. Кузьмине рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Г. Габдуллина гражданское дело по кассационной жалобе Зубаревой А.М. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 19 сентября 2011 года, которым постановлено: Зубареву А.М. в удовлетворении иска к Управлению Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске о признании отказа во включении в специальный стаж периода службы в органах внутренних дел УВД Сахалинского облисполкома с 19 января 1972 года по 21 января 1977 года в льготном исчислении: один год службы к одному году шести месяцам трудового стажа недействительным и перерасчете в связи с этим пенсии с 12 марта 2004 года отказать. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав стороны, Судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Зубарев A.M. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске о признании отказа во включении в специальный стаж работы на Крайнем Севере периода службы в органах внутренних дел УВД Сахалинского облисполкома с 19 января 1972 года по 21 января 1977 года в льготном исчислении: один год службы к одному году шести месяцам трудового стажа недействительным и перерасчете пенсии с 12 марта 2004 года. При этом в заявлении указано, что 11 июля 2011 года истец обратился в пенсионный орган с заявлением о включении в специальный стаж вышеуказанного периода работы и производстве перерасчета пенсии. В удовлетворении заявления истцу было отказано. В обоснование своих требований истец ссылается на справки, выданные Управлением внутренних дел по Сахалинской области от 27 июня 2007 года, от 23 июля 2007 года, от 30 марта 2010 года. Заявлением от 2 августа 2011 года Зубарев A.M. требования увеличил, просил применить льготный коэффициент - 1,5 ко всем периодам его работы на острове Сахалин город Холмск (как район, приравненный к Крайнему Северу). 10 августа 2011 года истец исковые требования уточнил, просил включить в специальный стаж вышеуказанный период работы в органах внутренних дел, считать его работой, приравненной к работе в районах Крайнего Севера. Представитель ответчика иск не признал. Суд отказал в удовлетворении предъявленных требований и принял решение в вышеприведенной формулировке. В кассационной жалобе Зубарев А.М. просит решение отменить, так как полагает, что решение суда необоснованное и не соответствует обстоятельствам дела. Указывает, что данный период работы в органах внутренних дел подлежит включению в стаж работы, приравненной к работе в районах Крайнего Севера. Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения. Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Судом установлено, что Зубареву A.M., 10 сентября 1950 года рождения, назначена трудовая пенсия при неполном льготном стаже с учетом общего трудового стажа 32 года 25 дней (в том числе льготный стаж - 11 лет 10 месяцев 21 день) по состоянию на 01.01.2002 года. Данная пенсия назначена с 12 марта 2004 года. В период с 19 января 1972 года по 21 января 1977 года Зубарев A.M. проходил службу в органах внутренних дел УВД Сахалинского облисполкома. Из материалов дела следует, что до и после службы в органах МВД предшествовали периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Таким образом, период службы Зубарева A.M. в органах МВД включен в общий страховой стаж работы в районах Крайнего Севера. С учетом указанного стажа ему назначена вышеуказанная трудовая пенсия. Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению на основании следующего. Законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими работы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы, в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный (в районах Крайнего Севера и т.п.) стаж работы. Таким образом, суд пришел к выводу о том, что стаж службы истца в органах МВД не суммируется с периодом работы в районах Крайнего Севера. Зубарев A.M. имеет специальный календарный стаж в районах Крайнего Севера - 11 лет 10 месяцев 21 день. Период его службы в органах МВД включается в общий страховой стаж, но в силу действующего законодательства не может быть включен в специальный календарный стаж работы в районах Крайнего Севера. Таким образом Зубарев A.M. права на повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации не имеет. Доводы кассационной жалобы истца о том, что данный период службы в органах внутренних дел подлежит включению в стаж работы, приравненной к работе в районах Крайнего Севера, являются необоснованными и не соответствуют нормам материального права. В соответствии с частью 1 статьи11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно пункту 1 ч.1 статьи11 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В соответствии с пунктом 3 части4 статьи30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны. Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п.6 ч.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст.ст.14, 88 и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990года "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При таких данных решение суда следует признать правильным, оно вынесено с учетом всех обстоятельств дела и доводов сторон. Судом каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, могущих повлечь отмену решения суда, не допущено. Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 10 августа 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Зубарева А.М. – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: