Судья А.Ф.Галявиева Учет 54 Дело №33-12029/ 2011 03 октября 2011г. г.Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.Я.Калимуллина, судей Ф.В.Хабировой, С.Н.Захаровой, при секретаре судебного заседания Н.Г.Вдовиной рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Ф.В.Хабировой гражданское дело по кассационной жалобе С.Ш.Исхаковой на решение Агрызского районного суда РТ от 18 августа 2011 года, которым постановлено: В удовлетворении исковых требований Исхаковой С.Ш. о признании незаконным отказа исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан в постановке ее на учет как члена семьи умершего 28.06.1991 г. участника Великой Отечественной войны Исхакова М.Х., нуждающегося в мерах социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального Закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ и обязании исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан поставить Исхакову С.Ш. на учет как члена семьи умершего 28.06.1991 г. участника Великой Отечественной войны Исхакова М.Х., нуждающегося в мерах социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального Закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, отказать. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя С.Ш.Исхаковой – Г.М. Зайнетдиновой, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: С.Ш. Исхакова обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Агрызского муниципального района РТ. В обоснование указала, что она является вдовой умершего 28.01.1991 г. участника Великой Отечественной войны М.Х. Исхакова и нуждается в улучшении жилищных условий. В 2011 г. она повторно обратилась с заявлением и всеми необходимыми документами в исполком Агрызского муниципального района для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдова участника ВОВ. Однако 30.06.2011 г. она получила сообщение о повторном отказе в постановке на учет. Отказ был мотивирован тем, что 22.06.2009 г. она совершила сделку по отчуждению собственной квартиры по адресу: <адрес> на момент совершения сделки (купли-продажи) она являлась собственником данной квартиры, была зарегистрирована в ней одна и на нее приходилось <данные изъяты> кв. метров общей площади, превышающей учетную норму, установленную в Агрызском муниципальном районе в размере 18 кв.метров на одного человека, квартира не признавалась непригодной для проживания, тем самым, по мнению исполкома она намеренно ухудшила свои жилищные условия, кроме того, не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса РФ пятилетний срок с момента совершения данной сделки, по истечении которого она могла быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. С.Ш. Исхакова данный отказ считала незаконным и просила обязать исполком поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель С.Ш. Исхаковой - С.Г. Гильфанова требования истицы поддержала. Представитель исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ - A.Л. Панков исковые требования С.Ш. Исхаковой не признал. Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке. В кассационной жалобе С.Ш.Исхакова ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного, поскольку с ее стороны намеренного ухудшения жилищных условий не было, так как она не могла предвидеть изменения в законодательстве, кроме того, суд не правильно применил положения Указа Президента РФ от 7мая 2008г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945годов". Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. Согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12января 1995г.N5-ФЗ "О ветеранах". Согласно положениям статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения; Статьей 23.2. установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;… Судом установлено, что после опубликования Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ», а именно 22.06.2009 года, истица совершила гражданско-правовую сделку - заключила договор купли-продажи принадлежащей ей на праве собственности квартиры с дочерью, в результате чего перестала быть собственником благоустроенной приватизированной квартиры площадью <данные изъяты> кв.м., тем самым истица намеренно ухудшила свои жилищные условия. После чего истица обратилась в исполком о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в социальной поддержке по обеспечению жильем. Истице в этом было отказано. В дальнейшем 22.04.2011 года дочь истицы Г.М.Зайнетдинова, являясь собственником квартиры, в которой проживала истица, продала эту квартиру третьим лицам, в связи с чем истица переселилась в квартиру дочери, после чего истица вновь обратилась в исполком о постановке на учет в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах». Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в суд документами: договором купли-продажи квартиры по адресу <адрес> от 22.06.2009 года, заключенным между С.Ш. Исхаковой и Г.М.Зайнетдиновой; договором купли-продажи указанной квартиры от 20.04.2011 года, заключенным между Г.М. Зайнетдиновой и Ф.М. Ахметшиной. Разрешая указанный спор, суд правильно указал, что исходя из хронологии вышеуказанных событий, С.Ш.Исхакова совершила намеренные действия, которые ухудшили ее жилищные условия, поэтому в отношении истицы суд обоснованно применил положения статьи 53 Жилищного Кодекса РФ, в соответствии с которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Доводы кассационной жалобы С.Ш.Исхаковой, сводящиеся к тому, что с ее стороны намеренного ухудшения жилищных условий не было, так как она не могла предвидеть изменения в законодательстве, не могут повлечь отмену решения, поскольку основаны на неправильном толковании закона. Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан. К ним относятся: - малоимущие; - иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; - иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора. Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Вместе с тем, при разрешении данного вопроса подлежали применению нормы Жилищного кодекса РФ, в том числе и нормы статьи 53 ЖК РФ, которые действуют с момента принятия ЖК РФ, и применены судом при рассмотрении настоящего дела. Доводы кассационной жалобы С.Ш.Исхаковой, что продажа квартиры была вызвана необходимостью оплатить лечение, были проверены судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Иные доводы, изложенные в жалобе истицы, не влияют на правильность принятого решения, поскольку правового значения не имеют. Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам. На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, cудебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Агрызского районного суда РТ от 18 августа 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу С.Ш.Исхаковой– без удовлетворения. Председательствующий СудьиКАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ