о признании постановления об отводе земельного участка недействитенльным



Судья Ахметшина А.Ш. Дело № 12123 Учет № 25 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

3 октября 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего – судьи Р.В. Шакирьянова,

судей Л.И. Сибгатуллиной, О.А. Бегишева,

при секретаре судебного заседания А.С. Чугуновой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И. Сибгатуллиной гражданское дело по кассационной жалобе представителя ФИО14 на решение Московского районного суда г. Казани от 18 июля 2011 года, которым постановлено:

иск ФИО18 А.Г. к муниципальному учреждению «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании постановления об отводе земельного участка недействительным отклонить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения ФИО20 возражавшей против ее удовлетворения, Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО21 обратилась в суд с иском к муниципальному учреждению «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани о признании постановления Главы администрации Московского района г. Казани об отводе земельного участка № от 12 октября 1994 недействительным.

Исковые требования мотивированы следующим.

30 октября 1992 в результате пожара сгорел принадлежащий ей на праве собственности индивидуальный (частный) жилой дом, расположенный <адрес>

Данный дом располагался на земельном участке, находящемся в ее пользовании.

Кроме дома на земельном участке располагались и надворные постройки, которые она продолжала использовать после пожара.

Постановлением Главы администрации Московского района г. Казани от 20 апреля 1993 № «О переселении семьи ФИО22. из дома <адрес>, пострадавшей от пожара» была выделена квартира из муниципального фонда по <адрес>. Истица продолжала пользоваться земельным участком и надворными постройками. Ее семья решила восстановить дом, ее брат ФИО23. решил принять участие в этом мероприятии, с чем согласилась ФИО24.

Дом был восстановлен, ее семья продолжала пользование данным участком и имуществом. 22 марта 2010 ФИО25 умер, после его смерти открылось наследство. Одним из наследников является их мать ФИО27 которой стало известно о том, что пользователем земельного участка на основании оспариваемого постановления является покойный ФИО26.

С данным постановлением она не согласна, так как участок не изымался из ее пользования. Истица просила суд признать указанное постановление об отводе земельного участка недействительным.

В ходе судебного разбирательства истица и ее представители уточнили исковые требования, указав, что постановление является недействительным, поскольку земельный участок не изымался из пользования истицы, хотя находился в ее фактическом пользовании, а потому постановление вынесено с нарушением требований земельного законодательства.

Представитель муниципального учреждения «Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» иск не признал. Просил применить срок исковой давности.

Третье лицо ФИО28. с иском не согласилась.

Суд в удовлетворении иска отказал.

Представитель ФИО29 подала кассационную жалобу, в которой просит решение районного суда отменить и дело направить на новое рассмотрение. Считает, что решение является незаконным и необоснованным. Полагает, что решением суда нарушены ее законные права.

Указывает, что постановление Главы администрации Московского района г. Казани об отводе земельного участка от 12 октября 1994 года за № ФИО30. не является документом, определяющим право собственности, поскольку по состоянию на 1994 года постановление не являлось правоустанавливающим документом, а являлось лишь основанием для оформления дальнейшего права, что не было сделано ФИО31

Считает, что ФИО32. не являлся приобретшим право пользования, а значит и не возникло право дальнейшего распоряжения землей и каких-либо правоотношений.

По ее мнению, срок исковой давности не пропущен, так как она не знала и не могла знать о том, что ее брат являлся пользователем земли.

Судебная коллегия считает, что решение подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с п.1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Как следует из материалов дела, 30 октября 1992 произошел пожар, в результате которого сгорел жилой дом, расположенный по <адрес>

ФИО33 обратилась в администрацию Московского района г.Казани с заявлением о выделении ее семье жилой площади для проживания.

В ходе обследования технического состояния пострадавшего от пожара дома комиссией, состоявшей из представителей администрации района, БТИ, ОКХ и ПТЖХ, было установлено, что дом являлся самовольной постройкой, восстановлению не подлежит.

В связи с этим было вынесено постановление Главы администрации Московского района г. Казани № от 20 апреля 1993 «О переселении семьи ФИО34. <адрес> пострадавшей от пожара», на основании которого истице и ее семье была предоставлена квартира по <адрес>

Постановлением Главы администрации Московского района г. Казани № от 12 октября 1994 земельный участок по <адрес>, площадью 502 кв.м. был отведен ФИО35 родному брату истицы, в пожизненное наследуемое владение для строительства индивидуального жилого дома (л.д. 10).

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции исходил из того, что правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют. При этом суд пришел к выводу о том, что срок исковой давности по заявленным исковым требованиям пропущен.

Судебная коллегия считает такие выводы правильными.

В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Согласно ч.1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

Истица оспаривает постановлением Главы администрации Московского района г. Казани № от 12 октября 1994 об отводе земельного участка ФИО36., однако все сроки оспаривания данного постановления истекли.

При этом суд первой инстанции правомерно исходил из того, что доводы истицы о том, что отвод земельного участка имел место в нарушение ее прав и земельного законодательства, поскольку участок у нее из пользования не изымался, несостоятельны.

Установлено, что данный земельный участок никогда не отводился в пользование ФИО37

Занимаемый ее семьей дом являлся самовольной постройкой. После пожара ее семьей было предоставлено благоустроенное жилье.

Постановление Главы администрации Московского района г. Казани

вынесено 12 октября 1994 года, истица обратилась с требованием о признании данного постановления недействительным 3 марта 2011 года, то есть с пропуском трехлетнего срока.

Как правильно указал суд первой инстанции, данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в иске.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным.

Доводы кассационной жалобы о нарушении районным судом норм процессуального и материального права основаны на неправильном толковании правовых норм, а потому также не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.

Кассационная жалоба не содержит и каких-либо иных доводов, которые могли бы опровергнуть выводы суда первой инстанции.

Обстоятельства по делу исследованы районным судом полно, всесторонне и получили надлежащую оценку в его мотивированном решении, с выводами которого суд кассационной инстанции согласен и оснований для отмены решения суда не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 350, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Московского районного суда г. Казани от 18 июля 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Хамзиной А.Г., Гайнуллиной А.С., – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: