Судья ... Дело № 33-12952/11 Учет № 54 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 24 октября 2011 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Саитгараевой Р.А., судей Багаутдинова И.И., Губаевой Н.А., при секретаре Газтдинове А.М. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Губаевой Н.А. гражданское дело по кассационной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 28 сентября 2011 года, которым постановлено: взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в пользу А.Р.Х. сумму субсидии на улучшение жилищных условий в <данные изъяты> Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав выступления представителей Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ – ..., ... в поддержку жалобы, представителя А.Р.Х. – ..., возражавшей против жалобы, Судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: А.Р.Х. обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании суммы субсидии на приобретение жилья. В обоснование иска указала, что она и ее супруг А.А.И. состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением КМ РТ от ДД.ММ.ГГГГ № им предоставлена субсидия на приобретение жилья за счет средств Федерального бюджета. В феврале 2010 года они получили извещение от ответчика о том, что в 2010 году они получат субсидии <данные изъяты> каждому на улучшение жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ в связи с тяжелым заболеванием супруг истицы скончался, не получив субсидии. В июне 2010 года она свои права на получение субсидии реализовала, в получении субсидии за супруга ей было отказано. Истица считала отказ в выдаче ей субсидии за супруга незаконным, поскольку она имеет право на наследование его имущества. В связи с чем просила взыскать с ответчика субсидию, выделенную на ее супругу <данные изъяты> В судебное заседание истица не явилась, ее представитель иск поддержал. Представитель МТЗ СЗ РТ иск не признал. Представитель МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов» ИК МО г. Казани с исковым заявлением не согласилась. Третье лица ..., ... иск поддержали. Суд исковые требования удовлетворил и вынес решение в выше приведенной формулировке. В кассационной жалобе Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, противоречащее нормам материального права. Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям. Согласно пункту 4 части 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются, в том числе, являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Из материалов дела следует, что А.Р.Х. и ее супруг А.А.И. состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно письму Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ истица и ее супруг включены в реестр граждан-получателей субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из Федерального фонда компенсаций, как инвалиды 2 группы и на ДД.ММ.ГГГГ порядковые номера в реестре составили 481, 482. ДД.ММ.ГГГГ супруг истицы умер. Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ответчик известил органы социальной защиты о необходимости проведения сверки лиц, состоящих в реестре получателей жилищных субсидий. На основании распоряжения Главы администрации Приволжского района города Казани № от ДД.ММ.ГГГГ А.А.И. был исключен из реестра получения субсидии в связи со смертью. Уведомлением Администрации Приволжского района ИК МО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ истица извещена о выделение ей субсидии на приобретение жилья <данные изъяты>. Удовлетворяя исковые требования А.Р.Х. суд первой инстанции исходил из того, что субсидия на улучшение жилищных условий, на получение которой имел право А.А.И. при жизни и не полученная им по независящим от него обстоятельствам, является наследственным имуществом и переходит в порядке наследования к наследникам в порядке универсального правопреемства. Поскольку истица в соответствии со статьей 1112 ГК РФ является наследницей умершего супруга, то она имеет право на получение субсидии <адрес> для улучшения жилищных условий. Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим обстоятельствам. В Постановлении Кабинета Министров РТ от 07 июня 2006 года № 275 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан» указано, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья. В соответствии с пунктами 6 и 7 Положения, Министерство финансов Республики Татарстан в двухдневный срок после получения информации о поступлении субвенций осуществляет перечисление средств Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в течение 7 рабочих дней после поступления субвенций в порядке очередности граждан - получателей субсидий, определенной в пункте 4 настоящего Положения, в пределах поступивших средств формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан списки граждан, которым выделены субсидии. Согласно пункту 11 Положения в целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в территориальный орган социальной защиты: договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина; договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий лицо из числа ветеранов, инвалидов, детей-инвалидов (получателя субсидии) жильем общей площадью не менее 18 кв. метров. Согласно пунктам 13 и 14 Положения после получения от территориального органа социальной защиты информации о представленных гражданами договорах Министерство обеспечивает поступление соответствующих денежных средств на счета соответствующих отделений уполномоченного банка с приложением реестров получателей субсидий по каждому отделению на электронном носителе. В реестре должны указываться номер и дата платежного поручения и содержаться следующие данные получателя субсидии: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации, причитающаяся получателю сумма субсидии, номер текущего (банковского) счета. Отделение уполномоченного банка не позднее 3 рабочих дней с момента поступления средств на корреспондентский счет банка и реестра получателей субсидий зачисляет денежные средства на блокированные целевые лицевые счета получателей субсидий. Уполномоченный банк после поступления денежных средств (субсидии) на счет получателя субсидии на основании письменного заявления получателя субсидии перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение. Таким образом, законодателем установлен целевой характер субсидии, указанными денежными средствами может распоряжаться исключительно ее получатель, то есть мера социальной поддержки в виде субсидии на улучшение жилищных условий неразрывно связана с личностью получателя субсидии. Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности, права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается Гражданским кодексом или другими законами. При таких обстоятельствах Судебная коллегия признает не основанным на законе вывод суда о наличии у А.Р.Х. права на наследование мер социальной поддержки в виде субсидии на приобретение жилья, выделенной А.А.И. в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Поскольку обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, Судебная коллегия полагает возможным принять новое решение, об отказе А.Р.Х. в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку субсидия на приобретение жилья носит адресный характер, непосредственно связана с личностью гражданина, направлена на улучшение жилищных условий конкретного гражданина, в связи с чем право на её получение не может входить в состав наследственного имущества. Доводы кассационной жалобы Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ состоятельны по вышеуказанным основаниям. Руководствуясь статьями 199, 350, 361, п. 4 ч. 1 ст. 362, ст. 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 28 сентября 2011 года по данному делу отменить и принять новое решение. В удовлетворении исковых требований А.Р.Х. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании суммы субсидии на приобретение жилья отказать. Председательствующий Судьи