Судья Н.М.Гимаева Учет 57 Дело №33-12335/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 10 октября 2011г. г.Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ф.В.Хабировой, судей Р.Я.Калимуллина, С.Н.Захаровой, при секретаре судебного заседания Р.Ф. Сулейманове рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Ф.В.Хабировой гражданское дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ (Управление Росреестра по РТ) на решение Набережночелнинского городского суда РТ от 23 августа 2011 года, которым постановлено: Заявление Аббасова А.А. оглы удовлетворить. Признать отказ Набережночелнинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан (Управление Росреестра по РТ) в государственной регистрации права собственности на торговый павильон, кадастровый номер ......., расположенный в районе жилого дома <адрес>, незаконным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя А.А. Аббасова – Э.А. Магеррамова, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: А.А. Аббасов обратился в суд с заявлением к Набережночелнинскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан. В обоснование указал, что 25.07.2011 года регистрирующим органом отказано в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество в виде торгового павильона, кадастровый номер ......., расположенного в районе жилого дома <адрес>. В обоснование отказа регистрирующий орган ссылался на несоответствие представленных заявителем документов, свидетельствующих о приемке законченного строительством объекта государственной приемочной комиссией требованиям строительных норм и правил, действующих на момент их выдачи. Считал данный отказ незаконным, поскольку положения части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на который ссылается регистрирующий орган, введены в действие после приемки законченного строительством объекта государственной приемочной комиссией, а Территориальные строительные нормы, утвержденные постановлением Кабинета Министров РТ №254 от 26.05.2004 г., на которые также ссылается регистрирующий орган, утратили силу с 09.06.2006 года. Просил признать отказ Набережночелнинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - магазин, незаконным. Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель заявителя Э.А.Маггераммов требования заявления поддержал в полном объеме. Представитель Набережночелнинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ возражал против удовлетворения заявления. Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке. В кассационной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ (Управление Росреестра по РТ) ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку решение суда основано на неверных выводах, судом неправильно применены нормы материального права. В материалах дела отсутствуют документы на возведение торгового павильона как объекта капитального строительства, не имеется доказательств того, что в установленном порядке выдавалось разрешение на строительство торгового павильона, как объекта недвижимости и осуществлялась приемка законченного строительством объекта согласно СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 21.04.87 N 84). Отсутствие документов, подтверждающих факт создания торгового павильона, как объекта недвижимого имущества, подтверждает его временный характер. Действия регистрирующего органа не нарушают права заявителя как собственника возведенного объекта, поскольку в соответствии со статьей 209 ГК РФ он вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению. Факт того, что права на объект заявителя не подлежат государственной регистрации, не препятствует ему осуществлять свои права собственника. Изложенные обстоятельства, а именно: отсутствие надлежащих документов, предусмотренных требованиями действующего законодательства в отношении регистрации права собственности на вновь возведенные объекты, временный характер назначения торгового павильона препятствовали проведению государственной регистрации права собственности на спорный объект в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством, регулирующим общественные отношения в сфере регистрации, в связи с чем в государственной регистрации было отказано. Судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене. Согласно части 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделок с ним за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Согласно части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Согласно статье 25 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. 3. В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Разрешение на строительство и проектная документация (сведения, содержащиеся в данных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем разрешение на строительство, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. 4. В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства с учетом положений пункта 3 настоящей статьи. Таким образом, право собственности может возникнуть только при условии, что это строительство осуществлялось с соблюдением установленных правил и были представлены все документы, свидетельствующие о том, что строительство объекта недвижимости осуществлялось по согласованию с определенными государственными и муниципальными органами. Согласно ст.23, п.5 ст.51, ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации утвержденная в установленном порядке проектная документация является основанием для выдачи органами местного самоуправления разрешения на строительство. Разрешение на строительство и утвержденная проектная документация подлежат регистрации органами местного самоуправления. Пунктами 7.1-7.5 Строительных норм и правил СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения (утв.постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987г. №84 (с изменениями от 18.11.1987г.) предусмотрено, что законченные строительством объекты жилищно-гражданского назначения до предъявления их Государственной приемке принимаются приемочными комиссиями, назначаемыми заказчиком. Состав приемочных комиссий назначается в соответствии с п.4.14 настоящего СНиП Согласно п.4.14 правил в состав приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения включаются: представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, архитектора - автора проекта, органов государственного архитектурно-строительного контроля (в районах, где такие органы отсутствуют, - районные архитекторы), органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, предприятий Министерства связи СССР и министерств связи союзных республик, профсоюзной организации заказчика (застройщика) или соответствующего совета профсоюзов. Законченные строительством объекты после приемки их приемочными комиссиями в 5-дневный срок предъявляются заказчиком совместно с генеральным подрядчиком государственной приемке. 4.22. Полномочия Государственной приемочной комиссии прекращаются с момента утверждения акта о приемке объекта в эксплуатацию. 4.23. Приемка государственными приемочными комиссиями в эксплуатацию объектов производственного назначения не допускается без наличия в акте приемки подписей членов комиссии, являющихся представителями органов государственного санитарного надзора, технической инспекции труда соответствующего ЦК или совета профсоюзов, а также профсоюзной организации заказчика (застройщика) или эксплуатационной организации. Из материалов дела усматривается, что заявитель 10.06.2011 года обратился в Набережночелнинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимости- торговый павильон, расположенный по адресу: <адрес> 25.07.2011 года государственным регистратором Т.М.Гусевой отказано заявителю в государственной регистрации права на спорный объект со ссылкой на несоответствие представленных заявителем документов для регистрации права на спорный объект, требованиям законодательства, действующего в период строительства объекта, а также на несоответствие акта приемки законченного строительством объекта установленному образцу (л. д. 6). Суд посчитал данный отказ неправомерным, поскольку разрешение на строительство, акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, представленные заявителем на регистрацию права, соответствуют установленным формам бланков и не противоречат действующему на момент их выдачи законодательству. С таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя. Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Как видно из вышеприведенных норм закона, документами, подтверждающими факт создания объекта недвижимого имущества, являются: Документы об отводе земельного участка для строительства объекта; Разрешение на строительство; Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Материалами дела установлено, что заявителем был представлен на государственную регистрацию акт приемки законченного строительством объекта от 17 июля 2002 года, подписанный самим заказчиком А.А.Аббасовым и исполнителем работ - ООО "Эмин", зарегистрированный в Северо-Восточном зональным отделении Инспекции Госархстройнадзора РТ (л.д.11-12). Данный документ не соответствует требованиям вышеуказанных норм. Акт приемки не подписан архитектором - автором проекта, органом государственного архитектурно-строительного контроля, органом государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора. Такой документ может быть рассмотрен как документ, который представляется для утверждения приемочной комиссии при приемке законченного строительством объекта. Данное обстоятельство подтверждается и письмом руководителя Инспекции Госархстройнадзора РТ от 05.08.2011 г. за № 13-1-11/7778, согласно которому торговый павильон, расположенный в районе жилого дома <адрес>, является объектом с временным отводом земли, построенным из легких конструкций, демонтаж которых не требует больших затрат. Такие объекты вводились в эксплуатацию Актом рабочей комиссии, в состав которой не входил представитель Инспекции ГАСН РТ. Регистрировался акт в ИГАСН РТ после окончания строительства с целью исключения из списка строящихся объектов, после чего у заказчика - застройщика возникало право на осуществление торговли (л.д.28). Кроме того, в материалах дела отсутствуют документы на возведение торгового павильона как объекта капитального строительства, и не имеется доказательств того, что в установленном порядке выдавалось разрешение на строительство торгового павильона как объекта недвижимости и осуществлялась приемка законченного строительством объекта согласно СНиП 3.01.04-87, что также подтверждает временный характер указанного объекта. Учитывая вышеизложенное, действия государственного регистратора по отказу в государственной регистрации права собственности на торговый павильон являлись правомерными. При указанных обстоятельствах состоявшееся по данному делу судебное постановление законным и обоснованным признано быть не может и подлежит отмене. Учитывая, что все обстоятельства по делу установлены, судебная коллегия считает возможным разрешить спор по существу, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, пунктами 2,3,4 части 1 статьи 362, статьей 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Набережночелнинского городского суда РТ от 23 августа 2011 года по данному делу отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявления А.А. оглы Аббасова к Набережночелнинскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан (Управление Росреестра по РТ) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на торговый павильон, кадастровый номер №, расположенный в районе жилого дома <адрес>, отказать. Председательствующий Судьи