Судья А.А. Шайдуллина дело № 33-12859/2011 учет № 52 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 20 октября 2011 года город Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина, судей Д.М. Насретдиновой и Р.Р. Насибуллина, при секретаре судебного заседания О.В. Кузьмине рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по кассационной жалобе Э.В.Антонова на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 14 сентября 2011 года, которым постановлено: Исковые требования Антонова Эдуарда Владимировича к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Открытому акционерному обществу "Российская государственная страховая компания", войсковой части 34096, Федеральному бюджетному учреждению "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области" о признании права на получение единовременного пособия в связи с увольнением по заболеванию, полученному в период прохождения военной службы, признании права на получение военной пенсии, признании права на страховую выплату удовлетворить частично. Обязать Федеральное бюджетное учреждение "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области" произвести Антонову Эдуарду Владимировичу выплату единовременного пособия в сумме 60 окладов денежного содержания. В иске Антонова Эдуарда Владимировича к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Открытому акционерному обществу "Российская государственная страховая компания", войсковой части 34096 о признании права на получение единовременного пособия в связи с увольнением по заболеванию, полученному в период прохождения военной службы, признании права на получение военной пенсии, признании права на страховую выплату отказать. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения Э.В.Антонова и его представителя Б.С.Рыбака в поддержку кассационной жалобы, пояснения представителя Министерства обороны Российской Федерации А.Г.Габитова, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А : Э.В.Антонов обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, открытому акционерному обществу "Российская государственная страховая компания" о признании права на получение единовременного пособия в связи с увольнением по заболеванию, полученному в период прохождения военной службы, а также права на получение военной пенсии и на страховую выплату. В обоснование иска указал, что он в период с 2000 года по 2002 год проходил военную службу в войсковой части 34096 в городе Йошкар-Ола и приказом командующего Ракетными войсками стратегического назначения от ДД.ММ.ГГГГ был уволен со службы по подпункту "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта) без направления на военно-врачебную комиссию. В последующем, приказом от ДД.ММ.ГГГГ по решению 95 гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ в приказы о его увольнении со службы и исключении из списков личного состава воинской части были внесены изменения в части основания увольнения путем указания на подпункт "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией негодным к военной службе). Ссылаясь на изложенное и уточнив требования, истец просил суд признать за ним право и возложить на ответчиков обязанность произвести выплату единовременного пособия в связи с увольнением по состоянию здоровья, страховую выплату в связи с наступлением инвалидности и военную пенсию с даты установления инвалидности. По заявлению истца к участию в деле привлечены соответчики - Министерство финансов Российской Федерации, войсковая часть 34096, Федеральное бюджетное учреждение "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области". Представители Министерства обороны Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации иск не признали. Остальные соответчики - открытое акционерное общество "Российская государственная страховая компания", войсковая часть 34096, Федеральное бюджетное учреждение "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области" участие представителей в судебном заседании не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в представленных суду отзывах иск не признали. Суд иск удовлетворил частично, постановив решение в приведенной формулировке. Определением Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 26 сентября 2011 года допущенная в резолютивной части решения суда описка устранена путем указания 5 окладов денежного содержания вместо 60 окладов. В кассационной жалобе Э.В.Антонов просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении иска полностью. Указывает, что при увольнении со службы не было проведено обязательное обследование состояния его здоровья, в результате чего на протяжении длительного периода не представлялось возможным правильно диагностировать заболевание и установить его причину. Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит. Как определено в пункте 3 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы менее десяти лет в размере пяти окладов денежного содержания. Установлено по делу, что Э.В.Антонов с марта 2000 года проходил военную службу на условиях контракта в должности начальника отделения узла комплексно-технического контроля в войсковой части 34096. Приказом командующего Ракетными войсками стратегического назначения № от ДД.ММ.ГГГГ Э.В.Антонов в звании старшего лейтенанта досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта – по подпункту по подпункту "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". В последующем, решением 95 гарнизонного военного суда от 15 апреля 2001 года по иску Э.В.Антонова на командующего Ракетными войсками стратегического назначения и командира войсковой части 34096 возложена обязанность внести изменения в приказы об увольнении истца со службы и исключении его из списков личного состава в части указания основания увольнения на увольнение по подпункту "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а именно, по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией негодным к военной службе. Приказом командующего Ракетными войсками стратегического назначения № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в ранее изданный приказ. Как усматривается из материалов дела, истцу с ДД.ММ.ГГГГ установлена срочная инвалидность второй группы по общему заболеванию, с ДД.ММ.ГГГГ - инвалидность второй группы бессрочно в связи с заболеванием, полученным в период военной службы. При таком положении дел суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", правомерно удовлетворил иск Э.В.Антонова в части требования о признании права на единовременное пособие и возложении обязанности по его выплате на Федеральное бюджетное учреждение "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области". Описка, допущенная в решении при указании размера присужденного пособия, устранена судом в порядке части 2 статьи 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определением от 26 сентября 2011 года. Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц. При этом к страховому случаю при осуществлении обязательного государственного страхования военнослужащих, в силу абзаца 3 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона, относится установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов. Из содержания приведенных правовых норм следует, что по рассматриваемой по делу ситуации страховым случаем является не само заболевание застрахованного лица, а установление ему инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы. С учетом изложенного, определив достоверно тот факт, что увольнение истца с военной службы произведено ДД.ММ.ГГГГ, а инвалидность ему установлена с ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении более одного года после увольнения со службы, суд пришел к закономерному выводу об отсутствии у Э.В.Антонова права на страховую выплату и отказал в иске в этой части. Доводы кассационной жалобы о том, что при увольнении Э.В.Антонова с военной службы не было проведено в нарушение установленного порядка обследование состояния его здоровья, в связи с чем на протяжении всего последующего периода не представлялось возможным правильно диагностировать заболевание, выяснить его действительную причину и установить инвалидность по соответствующему основанию, отклоняются судебной коллегией как не влияющие на определение страхового случая, как то предусмотрено абзацем 3 статьи 4 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы". Также правомерно отказано судом в удовлетворении иска в части требования о назначении военной пенсии со дня установления Э.В.Антонову инвалидности. В силу статей 1 и 19 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию по инвалидности имеют лица офицерского состава, проходившие службу в Вооруженных силах Российской Федерации и ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы. На основании статьи 20 указанного Закона Российской Федерации группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Согласно части 1 статьи 54 этого же Закона Российской Федерации днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления. В подпункте 40 пункта 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, в числе основных задач военных комиссариатов названы организация и проведение работы по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат. С учетом изложенного, принимая во внимание тот факт, что истец, обратившись 29 апреля 2009 года в военный комиссариат Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан с заявлением о назначении пенсии по инвалидности по линии Министерства обороны Российской Федерации, до 31 мая 2009 года продолжал получать выплаты по трудовой пенсии по инвалидности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в этой части, поскольку запрашиваемая истцом пенсия назначена и выплачивается ему с 1 июня 2009 года, что соответствует требованиям названных законодательных актов. Доводов по другим основаниям, влияющим на правильность разрешения спора, кассационная жалоба не содержит. При таком положении решение суда первой инстанции следует признать правильным, принятым с учетом всех значимых для спора обстоятельств и доводов сторон. Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмены решения суда первой инстанции, не допущено. Руководствуясь статьями 361, 362 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 14 сентября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Антонова Эдуарда Владимировича - без удовлетворения. Председательствующий Судьи