Судья Я.В. Малкова дело № 33-12316/2011 учет № 25 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 10 октября 2011 года город Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Р.Г. Габдуллина, судей Д.М. Насретдиновой и Р.Р. Насибуллина, при секретаре судебного заседания О.В. Кузьмине рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по кассационной жалобе муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" на решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 9 сентября 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований вышеуказанного муниципального учреждения к Ж.В.Галиакбаровой о признании недействительными решения Салмачинского Совета местного самоуправления и зарегистрированного права собственности на земельный участок отказано. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" С.С.Савельева, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан А.Ф.Назмиева, поддержавших жалобу, пояснения представителя Ж.В.Галиакбаровой С.Т.Галлямовой, а также И.М.Самакаева, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А : Муниципальное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МУ "КЗИО города Казани") обратилось в суд с иском к Ж.В.Гали-акбаровой о признании решения Салмачинского Совета местного самоуправления от 17 августа 1997 года о выделении ответчице земельного участка площадью 0,20 га на территории этого же Совета местного самоуправления и зарегистрированного за ней права собственности на данный земельный участок недействительными. Иск обосновывался оспариванием достоверности решения Салмачинского Совета местного самоуправления ввиду отсутствия в архивных фондах подлинного экземпляра решения, а также учетных записей о выдаче такого документа. Кроме того указывалось на отсутствие в оспариваемом решении данных, позволяющих идентифицировать предоставляемый земельный участок, а именно, установить его расположение и протяженность, произвести привязку к местности и определенным ориентирам, а также не оформление чертежа границ участка и не выдачу государственного акта на землю. Перечисленные обстоятельства по утверждению истца свидетельствовали о предоставлении спорного земельного участка ответчице с нарушением требований законодательства. Представитель ответчицы иск не признала. Суд в удовлетворении иска отказал. В кассационной жалобе МУ "КЗИО города Казани", приводя доводы иска, просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Ссылается, в частности, на то, что в архивах Пестречинского района данных об оформлении и выдаче решения Салмачинского Совета местного самоуправления не обнаружено, сам документ не содержит сведений, позволяющих идентифицировать предоставляемый земельный участок, и не имеет приложения в виде чертежа границ участка, государственный акт на землю не выдан. Судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит. Как следует из пункта 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Гражданским кодексом Российской Федерации в пункте 1 статьи 8 акты государственных органов и органов местного самоуправления включены в перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. В абзаце 2 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из оснований для государственной регистрации прав определены акты, изданные органами государственной власти или органов местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Исходя из предписания пункта 1 статьи 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При этом, в силу абзацев 2, 5 пункта 2 этой же статьи Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является, в частности, акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, а также иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок. Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. На основании части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Как усматривается из материалов в деле, решением Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ Ж.В.Галиакбаровой выделен земельный участок площадью 20 соток на территории указанного Совета местного самоуправления для строительства индивидуального жилого дома и выращивания сельскохозяйственной продукции. ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок площадью 2002 кв.м поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером №, о чем оформлен кадастровый паспорт земельного участка №. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Ж.В.Галиакба-ровой на земельный участок, что усматривается из предоставленных Управлением Росреестра по Республике Татарстан правоустанавливающих документов. В рамках этого регистрационного производства Управлением Росреестра по Республике Татарстан произведена в установленном статьей 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке правовая экспертиза предоставленных Ж.В.Галиакбаро-вой документов, в том числе решения Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, на предмет их действительности и наличия соответствующих прав у подготовившего их органа власти и каких-либо оснований для отказа в государственной регистрации за ответчицей права собственности на спорный земельный участок не выявлено. Как установлено судом, с 1997 года Ж.В.Галиакбарова владеет и пользуется открыто спорным земельным участком, что подтверждается показаниями допрошенных свидетелей. При таких данных, учитывая продолжающееся с 1997 года открытое землепользование ответчицы и ее последующие действия, направленные на выполнение в отношении спорного земельного участка работ по постановке его на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности, судебная коллегия полагает верным вывод суда первой инстанции в решении об оснований для удовлетворения иска исходя из заявленных в нем оснований. Отсутствие государственной регистрации права собственности ответчицы в течение периода с 1997 года по 2011 год на действенность самого правомочие не влияет, поскольку в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть на 31 января 1998 года, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом, а государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Довод кассационной жалобы об отсутствии в архиве подлинного экземпляра решения Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ и учетных данных о его выдаче отклоняется судебной коллегией как не влияющее на правильность решения суда, поскольку неисполнение должностными лицами органа местного самоуправления обязанностей по передаче в архив своих решений не влияет на юридическую силу такого документа. Допустимых доказательств тому, что Салмачинским Советом местного самоуправления Пестречинского района Республики Татарстан не принималось решения от ДД.ММ.ГГГГ, суду не представлено. Ссылка в кассационной жалобе на постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 10 августа 2010 года №7123 о признании утратившими силу постановлений, решений, распоряжений и иных актов глав администраций, советов местного самоуправления Пестречинского, Высокогорского, Лаишевского районов Республики Татарстан, главы администрации города Казани, глав администраций районов города Казани, на основании которых гражданам и юридическим лицам предоставлены земельные участки, не оформленные в установленном порядке в соответствии с нормами земельного законодательства, не принимается судебной коллегией, поскольку гражданское законодательство, как и земельное, исходит из недопустимости произвольного изменения или прекращения ранее возникших правомочий на земельный участок, в том числе ограничения данных прав в результате одностороннего издания акта органом государственной власти или местного самоуправления. Довод в кассационной жалобе о том, что оспариваемое решение Салмачинского Совета местного самоуправления не содержит данных, позволяющих идентифицировать предоставляемый земельный участок, в частности, определить его границы, и не имеет приложения в виде чертежа границ участка, также отклоняется судебной коллегией. Указом Президента Российской Федерации "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27 октября 1993 года за № 1767 (пункт 9), действовавшим на момент принятия решения Салмачинским Советом местного самоуправления, допускалось принятие органом местной администрации решения о предоставлении земельного участка без составления плана участка, при этом непосредственно на соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству была возложена обязанность после регистрации права собственности установить и оформить границы земельного участка и выдать его собственнику копию чертежа границ участка. Более того, Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в статье 18 (абзац 2 пункта 4) действовавшей до 17 сентября 2003 года редакции также предусматривала, что в случае, если отсутствуют или не закончены работы по кадастровому учету земельного участка (отсутствует кадастровый номер, не установлены границы, не определено местоположение объектов недвижимости и коммуникаций на участке), государственная регистрация прав осуществляется при наличии плана участка, составленного на основании данных, имеющихся на момент государственной регистрации прав в органе кадастрового учета, в том числе натурного описания границ. Таким образом, отсутствие в решении, принятом Салмачинским Советом местного самоуправления в 1997 году, точных границ выделенного участка не влечет недействительность данного акта и прав Ж.В.Галиакбаровой на земельный участок. Доказательств, отвечающих требованиям допустимости, относимости согласно статьям 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждающих недействительность решения Салмачинского Совета местного самоуправления и зарегистрированного за ответчицей права собственности на земельный участок, суду не представлено. При таком положении дел судебная коллегия полагает, что все значимые для спора обстоятельства, доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, постановленное им решение не противоречит материальному и процессуальному законам. Руководствуясь статьями 360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 9 сентября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - без удовлетворения. Председательствующий Судьи