о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающейся в ж/п вдовы ветерана ВОВ



Судья Ахметов Р.Р. дело № 33-13459/2011 учет № 22 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 ноября 2011 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,

судей Захаровой С.Н., Гафиятуллина Ш.Ш.,

при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Захаровой С.Н. гражданское дело по кассационной жалобе Сориной М.А. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 6 октября 2011 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Сориной М.А. к Исполнительному комитету муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан о признании права в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы ветерана Великой Отечественной войны.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Сориной М.А. – Лапшиной Н.Н., поддержавшей доводы жалобы, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Сорина М.А. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан о признании права в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы ветерана Великой Отечественной войны.

В обоснование иска указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны. Сорина М.А. проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>, общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м. В вышеуказанной квартире на регистрационном учете состоят 5 человек. Истец обращалась в Исполком МО г. Наб.Челны РТ с заявлением о постановке ее на жилищный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако получила отказ ввиду того, что на каждого члена семьи приходится по <данные изъяты> кв.м., а учетная норма площади жилого помещения на одного члена семьи не более <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанной квартире была зарегистрирована Лапшина З.И., после чего истец повторно обратилась в Исполком МО г. Наб.Челны РТ с заявлением. Истцу вновь было отказано на том основании, что она преднамеренно ухудшила свои жилищные условия, и ранее чем через 5 лет она не может быть поставлена на жилищный учет. Истец считает данный отказ незаконным и необоснованным. Жилое помещение, где она состоит на регистрационном учете, находится в долевой собственности Лапшиных В.Н., Н.Н., Н.В. на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан, истец право собственности на вышеуказанное жилое помещение не имеет, а лишь проживает и зарегистрирована по данному адресу. Лапшина З.И. приходится свекровью для дочери истца, имеет онкологическое заболевание в связи с чем состоит на диагностическом учете и нуждается в постоянном уходе и лечении. Сорина М.А. другого жилья не имеет, считает, что ответчиком указанные обстоятельства учтены не были.

Истец иск поддержала.

Ответчик – представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд в удовлетворении иска отказал.

В кассационной жалобе Сорина М.А. просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Указывает, что является вдовой участника Великой Отечественной войны. Лапшина З.И. <данные изъяты> <данные изъяты>. Согласно статье 23.2 ФЗ «О ветеранах» в качестве одной из мер социальной поддержки предусмотрено обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета членов семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий. Отказ в иске ограничивает право Сориной М.А. на реализацию законодательно установленной гарантии по обеспечению жилым помещением.

Судебная коллегия полагает, что решение суда является правильным.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу части 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленный данным органом.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решением Городского Совета муниципального образования «г. Набережные Челны» РТ от 25.12.2007 года № 28/15 установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях: не более 15,0 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Судом установлено, что Сорина М.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны.

С ДД.ММ.ГГГГ Сорина М.А. зарегистрирована и проживает в четырехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, вместе с семьей ее дочери.

На основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 21.02.2007 г. данная квартира принадлежит на праве долевой собственности <данные изъяты>

В силу статьи 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания Сориной М.А. нуждающейся в жилом помещении являются правильными. Общая площадь указанного жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м., до ДД.ММ.ГГГГ в нем было зарегистрировано 4 человек, на каждого зарегистрированного и проживающего в этом жилом помещении приходилось по <данные изъяты> кв.м. площади жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире была зарегистрирована Лапшина З.И.

Доводы кассационной жалобы Сориной М.А. о том, что согласно статье 23.2 ФЗ «О ветеранах» она имеет право на получение жилого помещения, являются несостоятельными. Лица, указанные в ФЗ «О ветеранах», действительно имеют право на обеспечение жильем независимо от своего имущественного положения – то есть независимо от признания их малоимущими в целях ст. 49 ЖК РФ. Однако они должны быть признаны нуждающимися в жилом помещении, а критерии нуждаемости, установленные Жилищным кодексом РФ, одинаковы для всех граждан. Исполкомом города Наб.Челны РТ Сориной М.А. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. После этого, ДД.ММ.ГГГГ в квартире была зарегистрирована Лапшина З.И. Истец снова обратилась к ответчику с вышеуказанными требованиями. Ответчиком повторно было отказано в постановке Сориной М.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ввиду того, что истец преднамеренно ухудшила свои жилищные условия. Регистрация Лапшиной З.И. в указанной квартире была совершена с целью ухудшить жилищное положение истца для дальнейшей постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и получения жилого помещения, поэтому Судебная коллегия считает, что требования Сориной М.А. не могут быть удовлетворены.

Доводы кассационной жалобы о том, что регистрация Лапшиной З.И. связана с ухудшением состояния ее здоровья, не могут служить основанием для отмены решения суда. <данные изъяты>

До июня 2011 года Лапшина З.И. проживала вместе с супругом в <адрес> РТ в доме площадью <данные изъяты> кв.м. Данных о том, что этот дом является непригодным для проживания, в деле не имеется. В силу части 2 чт. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы истицы Судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 6 октября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Сориной М.А. – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи: