о взыскании единовременного пособия и возмещении судебных расходов



Судья А.М. Галиева Дело № 33-12591/11

Учет № 54

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 октября 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Р.А. Саитгараевой,

судей Н.А. Губаевой, И.И. Багаутдинова,

при секретаре А.М. Газтдинове,

с участием прокурора Ф.А. Бакировой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи И.И. Багаутдинова гражданское дело по кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации (далее Минфин) на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 9 сентября 2011 года. Этим решением постановлено:

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу Шамсутдиновой Г.Г. единовременное пособие в размере <данные изъяты> рублей, в возмещение расходов по оплате услуг адвоката – <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты> (сто четыре тысячи пятьсот).

Шамсутдиновой Г.Г. в удовлетворении иска к Министерству обороны Российской Федерации отказать.

Заслушав С.Н. Новосёлову – представителя Минфина, А.В. Лукоянова – представителя Г.Г. Шамсутдиновой, выслушав заключение прокурора Ф.А. Бакировой, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Г.Г. Шамсутдинова обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее Минобороны), Минфину о выплате единовременного пособия в размере <данные изъяты> рублей в связи со смертью сына М.Г. Шамсутдинова, погибшего 26 августа 1999 года при проведении операции по обезвреживанию незаконных вооружённых чеченских бандформирований. В обоснование своих требований Г.Г. Шамсутдинова указала на незаконность отказа в выплате единовременного пособия в нарушение части 2 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 года «О борьбе с терроризмом» (далее закон от 25 июля 1998 года).

В ходе судебного заседания представители ответчиков иск не признали. Представитель Минобороны сослался на реализацию Г.Г. Шамсутдиновой своего права на получение единовременного пособия по статье 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ. Представитель Минфина пояснил, что Минфин является ненадлежащим ответчиком.

Суд иск удовлетворил и вынес решение в вышеприведённой формулировке.

В кассационной жалобе Минфин просит решение отменить и вынести решение о взыскание сумм с Минобороны в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением и неправильным применением норм материального права. Погибший М.Г. Шамсутдинов не относится к категории военнослужащих, участвующих в борьбе с терроризмом, так как был призван военным комиссариатом. Минфин не является надлежащим ответчиком в силу:

- пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 года № 58 «О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом», предусматривающим выплату единовременных вознаграждений и единовременных денежных пособий, а также возмещение вреда за счёт организаций, привлекавших лиц к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом;

- Правил возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, утверждённым Постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 года № 105.

Суд не учёл, что бюджетные ассигнования по социальным выплатам предусматриваются в бюджете, а не в казне.

Судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.

В силу абзацев 1 и 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационных жалобы, представления вправе: оставить решение суда первой инстанции без изменения, а кассационные жалобы, представление без удовлетворения.

Из дела усматривается, что М.Г. Шамсутдинов, 23 марта 1976 года рождения, сын Г.Г. Шамсутдиновой был призван на военную службу объединённым военным комиссариатом г. Нижнекамска Республики Татарстан 30 мая 1999 года.

В период с 15 августа по 18 августа 1999 года М.Г. Шамсутдинов принимал участие в локализации вооружённого конфликта в с. Болтих Республики Дагестан. 20 августа 1999 года М.Г. Шамсутдинов исключён из списков части в связи со смертью.

Г.Г. Шамсутдиновой были произведены страховые выплаты в соответствии с положениями закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ в размере 120 окладов денежного довольствия.

Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, пришёл к выводу о законности требований Г.Г. Шамсутдиновой и наличии у неё права на получение единовременного пособия по части 2 статье 20 закона от 25 июля 1998 года, предусматривающего выплату единовременного пособия в размере <данные изъяты> рублей в случае гибели лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 года N 17-П определено, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников внутренних дел является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Таким образом, страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим, наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов (статья 1084 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 21 Закона "О противодействии терроризму"), входит в гарантированный государством объем возмещения, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред.

Таким образом, государство, учитывая особый статус таких лиц, гарантирует им и членам их семей полную материальную компенсацию полученного повреждения здоровья, которая реализуется посредством выплат разных видов, таких как обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц; выплаты в целях возмещения вреда (статья 1084 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации); единовременные пособия, определенные пунктами 2 и 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; возмещение вреда на основании пунктов 5 и 6 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; единовременные пособия, определенные пунктами 3 и 4 статьи 20 Федерального закона "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 года N 130-Ф3 (далее закон от 25 июля 1998 года N 130-Ф3); социальные пособия и компенсации, определенные Постановлением Правительства Российской Федерации "О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей" от 25 августа 1999 года N 936 и Приказом Министра обороны Российской Федерации "О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих, выполнявших задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей" от 26 января 2000 года N 44; единовременные пособия, установленные пунктом 3 статьи 9 Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы".

Данные выплаты входят в общий гарантированный государством объем возмещения вреда, но реализуются в рамках совершенно разных правоотношений (страховые правоотношения, правоотношения по возмещению вреда, правоотношения по выплате единовременных пособий, правоотношения по выплате социальных пособий).

Поэтому получение Г.Г. Шамсутдиновой страховых выплат не может лишить её права на получение единовременного пособия в размере <данные изъяты> рублей, установленного частью 2 статьи 20 закона от 25 июля 1998 года N 130-Ф3.

Доводы Минфина о том, что он является ненадлежащим ответчиком, рассмотрены судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

Судебная коллегия считает данную оценку правильной и соглашается с ней по изложенным судом первой инстанции основаниям. При этом необходимо отметить, что при рассмотрении дела Минобороны иск не признавало и двойной выплаты произведено быть не может.

Решение следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объёме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 9 сентября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий Р.А. Саитгараева

Судьи Н.А. Губаева

И.И. Багаутдинов