27 октября 2011 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина, судей Д.М. Насретдиновой, Р.Р. Насибуллина, при секретаре О.В. Кузьмине рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Г. Габдуллина гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан на решение Тюлячинского районного суда Республики Татарстан от 26 сентября 2011 года, которым постановлено: Иск удовлетворить. Признать за Сунгатуллину М.М. право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью более 25 лет. Признать решение №113124 от 24 марта 2011 года, вынесенное Управлением Пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ, незаконным. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ включить Сунгатуллину М.М. периоды службы в Советской Армии с 01 июля 1987 года по 26 мая 1989 года как один день военной службы за два дня работы, учебы на курсах повышения квалификации с 10 ноября 1997 по 27 ноября 1997 года, с 28 сентября 1998 года по 02 октября 1998 года, с 04 июня 2001 года по 22 июня 2001 года, с 30 сентября 2002 года по 11 октября 2002 года в календарном исчислении в стаж работы по педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 17 марта 2011 года. Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ в пользу Сунгатуллину М.М. расходы, понесенные в связи с уплатой госпошлины, в сумме 200 рублей. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Сунгатуллин М.М. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан о признании права на досрочную трудовую пенсию. В обоснование искового заявления указано, что решением Управления Пенсионного фонда от 24 марта 2011 года истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого 25-летнего стажа работы. Из специального стажа исключены следующие периоды: служба в Советской Армии с 01 июля 1987 года по 26 мая 1989 года, курсы повышения квалификации с 10 ноября 1997 года по 27 ноября 1997 года, с 28 сентября 1998 года по 02 октября 1998 года, с 04 июня 2001 года по 22 июня 2001 года, с 30 сентября 2002 года по 11 октября 2002 года. Истец просил признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью более 25 лег, признать решение Управления Пенсионного фонда незаконным и обязать включить в специальный прудовой стаж период службы в Советской Армии с 01 июля 1987 года по 26 мая 1989 года как один день военной службы за два дня работы, а также периоды учебы на курсах повышения квалификации, назначить ему досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения в управление с 17 марта 2011 года. Представитель Управления Пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ иск не признал. Суд вынес решение об удовлетворении иска в вышеизложенной формулировке. В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ просит решение отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права. В жалобе указывается, что спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии. Судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно подпункту г) пункта 1 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года за № 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Судом установлено, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан от 24 марта 2011 года истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что отсутствует требуемый 25-летний стаж педагогической работы. В специальный трудовой стаж не были включены оспариваемые истцом следующие периоды: служба в Советской Армии с 01 июля 1987 года по 26 мая 1989 года, курсы повышения квалификации с 10 ноября 1997 года по 27 ноября 1997 года, с 28 сентября 1998 года по 02 октября 1998 года, с 04 июня 2001 года по 22 июня 2001 года, с 30 сентября 2002 года по 11 октября 2002 года. Разрешая иск, районный суд исходил из того, что на основании пункта 1 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 и действовавшего в указанный истцом период работы, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. При этом перечисленный вид работы включался в стаж по специальности, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых предоставляла право на пенсию. Это условие истцом выполнено, т.к. решением ответчика от 24 марта 2011 года у истца установлен стаж работы по педагогической деятельности в количестве 21 года 05 месяцев 9 дней. Кроме того, суд руководствовался также положениями пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" где указано, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. Таким образом, период службы Сунгатуллина М.М. в Советской Армии судом засчитан из расчета один день военной службы за два дня работы, что составило 3 года 09 месяцев 22 дня. Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что истец должен выработать 2/3 требуемого стажа на 1.10.1993 года, т.е. на дату отмены постановления от 17.12.1959 года N 1397, Судебная коллегия не может принять во внимание в силу того, что при таком толковании указанного постановления требуемый педагогический стаж истцом должен быть выработан до вступления в силу Федерального закона N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". 2/3 требуемого стажа в соответствии с содержанием постановления от 17.12.1959 года N 1397 должно быть выработано по основной профессии на дату возникновения права на досрочную трудовую пенсию. Ссылку в кассационной жалобе на то, что решение суда в части включения в специальный стаж Сунгатуллина М.М. периода службы в Советской Армии из расчета один день военной службы за два дня работы включается лишь в общий трудовой стаж, однако в данном случае речь идет о специальном стаже, который рассчитывается по продолжительности трудовой или иной общественно полезной деятельности в специфических условиях, на основании которого устанавливается пенсия по старости, Судебная коллегия считает несостоятельной. Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы. Таким образом, неправомерна ссылка в жалобе на то, что законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет в абзаце 2 пункта 3 статьи 10 указанного Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, согласно которому время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации. В абзаце 1 пункта 3 статьи 10 Закона содержится норма о включении в стаж работы по специальности времении службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи 10 Закона "О статусе военнослужащих" предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет. Принимая решение о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, нахождение на учебе в связи с повышением квалификации с 10 ноября 1997 года по 27 ноября 1997 года, с 28 сентября 1998 года по 02 октября 1998 года, с 04 июня 2001 года по 22 июня 2001 года, с 30 сентября 2002 года по 11 октября 2002 года, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Данные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а потому указанные периоды подлежат включению в специальный стаж педагогической деятельности. При таких данных решение суда следует признать правильным, оно вынесено с учетом всех обстоятельств дела и доводов сторон. Районным судом каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, могущих повлечь отмену решения суда, не допущено. На основании изложенного и руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Тюлячинского районного суда Республики Татарстан от 26 сентября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: