о признании права на досрочную трудовую пенсию



Судья А.Т. Хусаенов

дело № 12561

учет № 27 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 октября 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,

судей Д.М. Насретдиновой, Г.А. Сахиповой,

при секретаре О.В. Кузьмине

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Г. Габдуллина гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда России в Вахитовском районе г. Казани на решение Вахитовского районного суда города Казани от 16 августа 2011 года, которым постановлено:

Иск А.Н. Ксенофонтова удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г. Казани включить в общий трудовой стаж А.Н. Ксенофонтова для перерасчета пенсии период его работы с 26.07.1976 года по 26.04.1977 года в должности токаря Казанского завода «Электроприбор» (время отбывания исправительных работ на основании приговора Вахитовского районного народного суда г. Казани от 26.07.1976 г.).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ксенофонтов А.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Вахитовском районе г. Казани о включении в трудовой стаж периода отбывания наказания в виде исправительных работ с 26 июля 1976 года по 26 апреля 1977 года. В обоснование заявленного требования указано, что в вышеуказанный период он отбывал наказание по приговору суда - исправительные работы по месту работы без лишения свободы. Указанный период был исключен из его трудового (страхового) стажа для назначения пенсии. Истец считает, что в соответствии с нормами действующего законодательства период привлечения осужденных к труду засчитывается в общий трудовой стаж. Просил засчитать в общий трудовой стаж период отбывания исправительных работ, поскольку на его заработок начислялись взносы на государственное социальное страхование, что приравнивается к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Вахитовском районе г. Казани иск не признал.

Суд исковые требования удовлетворил.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Вахитовском районе г. Казани просит решение отменить в связи с принятием его с нарушением норм материального права. В жалобе отмечается, что по общему правилу, которое устанавливалось статьей 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий трудовой стаж осужденного не засчитывалось.

Судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.

В силу пункта 1 статьи 10 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (п. 1 ст. 13 Закона).

Правила подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 13 Закона).

Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» установлено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Наказание в виде исправительных работ до вступления в силу Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливалось Уголовным кодексом РСФСР (статья 27) и отбывалось осужденными, как по месту работы, так и в местах, определяемых органами, ведавшими исполнением данного вида наказания, в порядке, определяемом Исправительно-трудовым кодексом РСФСР.

По общему правилу, которое устанавливалось статьей 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий трудовой стаж осужденного не засчитывалось, о чем делалась запись в его трудовой книжке.

Судом установлено, что Ксенофонтов А.Н. был осужден по части 1 статьи 109 УК РСФСР и приговорен к одному году исправительных работ по месту работы с удержанием ежемесячно 10 % из заработной платы в доход государства.

Назначенное наказание в виде исправительных работ истец отбывал на Казанском заводе «Электроприбор» с 26 июля 1976 года по 26 апреля 1977 года, работая в должности токаря.

В мае 2011 года, обратившись в пенсионный орган с заявлением о включении в общий непрерывный трудовой стаж указанного периода, получил отказ с указанием на то, что включение в общий трудовой стаж времени отбывания исправительных работ за период до 21 июля 1992 года осуществляется только при наличии соответствующего судебного решения.

Из материалов дела следует, что в период отбывания исправительных работ с 26 июля 1976 года по 26 апреля 1977 года Ксенофонтов А.Н., работая токарем, получал заработную плату в размере 3 134. 52 рублей.

Указанное подтверждается соответствующей письменной справкой Казанского завода «Электроприбор» от 7 июля 2011 года.

При таких обстоятельствах, Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что периоды работы с 26 июля 1976 года по 26 апреля 1977 года должны быть включены в общий трудовой стаж истца.

Доводы кассационной жалобы, указывающие на неприменение судом закона, подлежащего применению, несостоятельны в силу нижеследующего.

В период отбывания истцом наказания в виде исправительных работ в силу статьи 53 Закона СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях», пенсии исчислялись из среднемесячного фактического заработка, в которую включались все виды заработной платы, на которые начисляются страховые взносы, кроме заработной платы за сверхурочную работу, за совместительство и всякого рода выплат единовременного характера.

Как указывалось выше, согласно статье 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, периоды отбывания осужденными исправительных работ по месту работы не засчитывались в общий трудовой стаж.

Однако, включение в общий трудовой стаж времени отбывания исправительных работ за период до 21 июля 1992 года осуществлялось при наличии соответствующего судебного решения.

Пунктом 39 ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" (вступил в силу с 21 июля 1992 года) были внесены изменения в ст. 94 ИТК РСФСР. Согласно подпункту "а" указанного выше пункта время отбывания исправительных работ засчитывалось в общий трудовой стаж.

Таким образом, в соответствии с положениями пункта 39 ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" период отбывания наказания в виде исправительных работ должен быть засчитан в общий трудовой стаж.

Нормы материального права к сложившимся отношениям сторон применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены вынесенного решения суда по доводам кассационной жалобы ответчика судебная коллегия не находит.

Судом дана надлежащая правовая оценка представленным по делу доказательствам и спор разрешен в соответствии с требованиями закона.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Вахитовского районного суда г. Казани от 16 августа 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Вахитовском районе г. Казани – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: