о признании права на досрочную трудовую пенсию.



Судья А.Р. Гаянов Дело № 33-12789/2011

Учет № 27

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 октября 2011 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,

судей Д.М. Насретдиновой и Р.Р. Насибуллина,

при секретаре О.В. Кузьмине,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдино-вой Д.М. гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошеш­минскому районам Республики Татарстан на решение Чистопольского город­ского суда Республики Татарстан от 22 сентября 2011 года, которым постанов­лено:

иск удовлетворить частично.

Признать за Фроловой Л.В. право на досрочную трудовую пенсию по ста­рости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошеш-минскому районам Республики Татарстан обязанность включить в специальный трудовой стаж Фроловой Л.В., дающий право на назначение досрочной трудо-вой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, следующие периоды:

- время работы временно воспитателем в детском саду № 23 Чистополь-ского часового завода «Восток» с 6 июня 1983 года по 6 августа 1983 года;

- время нахождения на курсах повышения квалификации с 1 по 12 декабря 1997 года, с 20 февраля по 5 марта 2002 года, с 15 по 26 октября 2007 года;

- время работы воспитателем по предмету «Художественно-эстетический цикл» в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учрежде-нии «Детский сад № 8 комбинированного вида «Дюймовочка» с 17 января 2005 года по 22 сентября 2011 года;

назначить Фроловой Л.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с 5 августа 2011 года.

В удовлетворении требований Фроловой Л.В. о включении в ее специаль­ный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пен­сии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода работы методис­том с 1 октября 1993 года по 31 марта 1994 года в детском саду № 8 Чисто­польского часового завода «Восток» - отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фон-да Российской Федерации по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешмин-скому районам Республики Татарстан в пользу Фроловой Л.В. в возмещение расходов по уплате государственной по­шлины <данные изъяты>.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслу-шав объяснения представителя ответчика Филипповой Е.Г. в поддержку дово-дов жалобы, объяснения истицы Фроловой Л.В., возражавшей против удовлет-ворения жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Фролова Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татар­стан о признании права на досрочную трудовую пен-сию по старости.

В обоснование своих требований истица указала, что 16 марта 2011 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Та-тарстан с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осу-ществлением педагогической деятельности. Однако решением ответчика в этом ей было отказано по мотиву отсутствия требуемого спе­циального стажа.

С данным отказом истица не согласна, полагает, что в указанный стаж от-ветчиком необоснованно не был зачтен временный период ее работы в качестве воспитателя детского сада № 23 Чистопольского часового завода «Восток» с 6 июня 1983 года по 6 августа 1983 года, периоды работы в должности воспи-тателя-методиста с 1 октября 1993 года по 31 марта 1994 года в детском саду № 8 Чистопольского часового завода «Восток», в должности воспитателя по преподаванию предмета художественно – эстетического цикла с 1 сентября 2004 года по 30 июня 2010 года в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 8 комбинированного вида «Дюй-мовочка» и не рассмотрен период работы с 1 июля 2010 года по 16 марта 2011 года в этой же должности и в этом же учреждении. Также в специальный стаж не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 1 декабря 1997 года по 12 декабря 1997 года, с 20 февраля 2002 года по 5 мар-та 2002 года, с 15 октября 2007 года по 26 октября 2007 года. Поэтому она про-сила суд признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости с учетом приведенных выше спорных периодов, возложив на ответчика обязан-ность по назначению указанной пенсии со дня обращения с соответствующим заявлением в орган пенсионного фонда.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд исковые требования удовлетворил частично и вынес решение в вы­шеприведен­ной формулировке.

В кассационной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене принятого судом решения в части удовлетворения заявленных исковых требований. При этом в своей жалобе ответчик ссылается на те же доводы, что при рассмотре-нии дела в суде первой инстанции, указывая на отсутствие правовых оснований для зачета спорных периодов в специальный трудовой стаж Фроловой Л.В., да-ющий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют муж-чины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пен­сия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществ­лявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 ок-тября 2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в ко­торых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую дея­тельность в го-сударственных и муниципальных учреждениях для детей (да­лее – Список), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятель-ность в учреждениях для детей (далее – Правила).

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по ста-рости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального за-кона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного указан-ным выше Постанов­лением, предусмотрены наименование должности «воспи-татель» и наименование учреждений «дошкольные образовательные учрежде-ния: детские сады всех наименований».

Из материалов дела следует, что 16 марта 2011 года истица обра­тилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Чистополю, Чис­топольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан с заявлени­ем о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осущест­влением педаго­гической деятельности.

Решением ответчика от 25 марта 2011 года Фроловой Л.В. от­казано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуе­мого специального стажа – 25 лет. В бесспорном порядке в данный стаж ответ­чиком зачтено 18 лет 2 месяца и 7 дней. При этом спорные периоды прохожде­ния истицей производственной практики с принятием временно на должность воспитателя в детском саду № 23 Чистопольского часового завода «Восток» с 6 июня 1983 года по 6 августа 1983 года, в должности работы воспитателя по преподаванию предмета художественно – эстетического цикла в Муниципаль-ном бюджетном дошкольном образо­вательном учреждении «Детский сад ком-бинированного вида «Дюймовочка» с 1 сентября 2004 года по 30 июня 2010 года и с 1 июля 2010 года по 16 марта 2011 года, в должности методиста в дет-ском саду № 8 Чистопольского часового завода «Восток» с 6 июня 1983 года по 6 августа 1983 года, а также периоды нахож­дения на курсах повышения ква-лификации в специальный стаж Фроловой Л.В. ответчиком включены не были.

Удовлетворяя требования истицы в части и признавая за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, суд исходил из того обстоятельства, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пен-сии в орган пенсионного фонда у Фроловой Л.В. имелся необходимый для это-го педагогический стаж работы.

Доводы кассационной жалобы ответчика о незаконности включения в спе-циальный стаж истицы периода прохождения ею производственной практики с временным принятием на должность воспитателя с 6 июня 1983 года по 6 ав-густа 1983 года в детском саду № 23 Чистопольского часового завода «Восток» нельзя признать обоснованными, поскольку факт ее работы в данной должнос-ти подтверждается справкой работодателя от 13 июля 2011 года, выданной на основании книги приказов за 1983 год. Ответчиком, со своей сто-роны, каких-либо доказательств, опровергающих данные сведения, суду пред-ставлено не было.

Доводы жалобы ответчика о том, что должность воспитателя по препода-ванию предмета художественно – эстетического цикла, занимаемая истицей в период работы с 17 января 2005 года по 22 сентября 2011 года в Муниципаль-ном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 8 комбинированного вида «Дюймовочка», не предусмотрена утвержденным Пос-тановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по ста-рости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку в разделе «Наимено-вание должностей» указанного Списка предусмотрена должность воспитателя дошкольных учреждений для детей.

Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией граждана-ми права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возрас-та, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Рос-сийской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, заче-ту в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (ти-пе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функ-ций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, професси-ям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по ста-рости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязаннос-тей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и за-дач, а также направлений деятельности, организаций, в которых он работал и т.п.).

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено выполнение истицей воспитательно-образовательных функций в указанный выше период времени в дошкольном образовательном учреждении для детей, суд пришел к обоснован-ному выводу о необходимости зачета данного периода в стаж педагогической деятельности истицы.

Также нельзя согласиться и с доводами кассационной жалобы о том, что законом не предусмотрено включение в соответствующий стаж работы пери-одов нахождения на курсах повышения квалификации.

Положениями статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации пре-дусмотрено сохранение за работником рабочего места (должности) и заработ-ной платы в случае направления его работодателем для повышения квалифи-кации с отрывом от работы.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о включении периода нахождения истицы на курсах повышения квалификации в ее специальный стаж, поскольку в указанные периоды за ней сохранялось ра-бочее место и средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Обжалуемое решение суда основано на анализе пенсионного и трудового законодательства, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, его следует признать законным и обоснованным.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе о неправильном применении и толковании норм материального права, а также об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истицы указанного выше спорного периода, яв-ляются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстан-ции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.

В остальной части решение сторонами не обжалуется и предметом касса­ционного рассмотрения не является.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361 Граждан-ского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 22 сен­тября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жа- лобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: