о признании права на досрочную трудовую пенсию



Судья Гарифинов М.Р.

Дело № 33-14034/11

Учет № 27

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 ноября 2011 года

г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,

судей Мочаловой Ю.Р., Терехина В.А.,

при секретаре Хузиной Э.Х.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Саитгараевой Р.А. гражданское дело по кассационной жалобе истицы Нургалеевой Г.А. на решение Алькеевского районного суда Республики Татарстан от 25 октября 2011 года, которым в удовлетворении иска Нургалеевой Г.А. отказано.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения истицы Нургалеевой Г.А., поддержавшей жалобу, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Нургалеева Г.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Алькеевском районе Республики Татарстан о включении в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периода работы с 27 октября 1987 года по 31 сентября 1993 года в детском саду с. Нижнее Алькеево в должности медицинской сестры в льготном исчислении, а также периода работы с 27 августа 1980 года по 27 октября 1987 года в льготном исчислении и признании права на досрочную трудовую пенсию, указав, что ей ответчиком необоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа работы.

В судебном заседании, уточнив исковые требования, истица просила обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с учетом также периода работы после принятия решения пенсионным органом -до 29 июня 2011 года, с момента возникновения такого права.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд в удовлетворении иска отказал.

В кассационной жалобе истица просит об отмене решения как незаконного и необоснованного по мотивам, что судом неправильно применены положения пенсионного законодательства.

Судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из материалов дела усматривается, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Алькеевском районе Республики Татарстан от 27 февраля 2009 года отказано Нургалеевой Г.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в связи с отсутствием необходимого 25-ти летнего специального стажа. При этом в специальный стаж истицы не включен период работы с 27 октября 1987 года по 01 сентября 1997 года в детском саду с. Нижнее Алькеево в должности медицинской сестры; а период работы с 27 августа 1980 года по 27 октября 1987 года в должности заведующей Нижне-Алькеевским медицинским пунктом включен в специальный стаж в календарном исчислении.

Разрешая данный спор и отказывая в иске Нургалеевой Г.А., суд первой инстанции исходил из того, что период работы истицы в детском саду в должности медицинской сестры может быть включен в специальный стаж в льготном исчислении лишь с 06.09. 1991 года по 01. 10. 1993 года- с момента принятия закона, устанавливающего льготное исчисление трудового стажа медицинским работникам и до момента действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. Остальной период работы, по мнению суда, исчислен пенсионным органом правильно и составляет 17 лет 2 месяца 16 дней. Таким образом, указал суд, у истицы отсутствует необходимый 25-ти летний специальный стаж, необходимый для назначения льготной пенсии.

Однако с такими выводами суда согласиться нельзя.

Как видно из материалов дела, с 27 октября 1987 года по 01 сентября 1997 года Нургалеева Г.А. работала в детском саду с. Нижнее Алькеево в должности медицинской сестры (в сельской местности).

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым были предусмотрены должность "медицинская сестра" и наименование учреждения "детский сад".

Данное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959года N1397 утратило силу с 1 октября 1993года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993года N953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".

В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР N464 от 6 сентября 1991года, действовавший с 6 сентября 1991года до 1 ноября 1999года, а также в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ N1066 от 22 сентября 1999года, действовавший и применявшийся до 29 октября 2002года, детские сады, которые не являются лечебно-профилактическими и санитарно-эпидемиологическими учреждениями, не входили в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной рудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В Списки работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и в Перечень учреждений здравоохранения, утвержденные Постановлением Правительства РФ N781 от 29 октября 2002года, дошкольные детские учреждения и школы также включены не были.

Таким образом, период работы истицы в должности медицинской сестры в детском саду подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, до 1 октября 1993года.

Между тем, суд данные требования истицы не удовлетворил.

Далее, при решении вопроса о льготном исчислении периодов работы суду следовало учесть следующее.

Согласно п.1 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом20 пункта1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781), настоящие Правила регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом20 пункта1 статьи27 Федерального закона "Отрудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с п.5 данных Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

а)лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица периоды работы могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.

Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа засчитывается в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо то того, проходила ли работа только в сельской местности или также в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

При таком положении, с учетом того, что в период с 27 августа 1980 года до 27 октября 1987 года и с 27 октября 1987 года до 01 октября 1993 года истица осуществляла в сельской местности лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должностях и учреждениях, работа в которых подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, указанные периоды работы Нургалеевой Г.А. подлежат исчислению в льготном порядке -1 год работы за 1 год и 3 месяца.

Таким образом, с учетом подлежащих включению в специальный стаж и исчислению в льготном порядке периодов работы истицы, специальный стаж работы- 25 лет у Нургалеевой Г.А. выработан на 1 марта 2010 года, и с этого момента ей подлежит назначению и выплате досрочная трудовая пенсия.

Суд же вышеуказанные положения пенсионного законодательства не учел и необоснованно отказал в иске.

При таком положении решение суда подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства дела полностью установлены, Судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, принять новое решение об удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 350, 361, п.4 ч.1 ст. 362, ст. 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Алькеевского районного суда Республики Татарстан от 25 октября 2011 года по данному делу отменить и принять новое решение:

обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Алькеевском районе Республики Татарстан включить в специальный трудовой стаж Нургалеевой Г.А. для назначения досрочной трудовой пенсии период работы с 27 октября 1987 года до 01 октября 1993 года в детском саду с. Нижнее Алькеево в должности медицинской сестры в льготном исчислении- 1 год работы как 1 год и 3 месяца, и период работы с 27 августа 1980 года до 27 октября 1987 года в должности заведующей Нижне-Алькеевским медицинским пунктом в льготном исчислении- 1 год работы как 1 год и 3 месяца;

обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Алькеевском районе Республики Татарстан назначить Нургалеевой Г.А. досрочную трудовую пенсию по старости с 01 марта 2010 года.

Кассационную жалобу истицы Нургалеевой Г.А. удовлетворить.

Председательствующий

Судьи