Судья Г.В. Андреянова дело № 33-13414/2011 учёт № 57 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 10 ноября 2011 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.Р. Гилманова, судей С.Н. Захаровой и Ш.Ш. Гафиятуллина, при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи иск удовлетворить. Признать за Исмагиловой Г.М. право на компенсацию по Программе социальной ипотеки в связи с рождением ребенка. Обязать некоммерческую организацию «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» оказать семье Исмагиловой Г.М. государственную поддержку в связи с рождением ребенка в сумме <данные изъяты> руб. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» - Коробкиной И.В., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя Исмагиловой Г.М. – Исламхузина И.Г., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА : Исмагилова Г.М. обратилась в суд с иском к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (далее – НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан»), социально-ипотечному потребительскому кооперативу «Строим будущее» (далее – СИПК «Строим будущее») о признании права на компенсацию по программе социальной ипотеки. В обоснование исковых требований указано, что Ответчики - представители НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» и СИПК «Строим будущее» в суд не явились. Заочным решением суда иск удовлетворен. В кассационной жалобе исполнительный директор НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» Абдуллин Т.М. просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. В жалобе отмечается, что выводы суда о наличии у Исмагиловой Г.М. права на получение компенсации не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и противоречат требованиям законодательства Республики Татарстан, регулирующего рассматриваемые правоотношения. Кроме того, в жалобе указано, что истица была переведена на учет в другую целевую программу согласно письму Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны № 02/689 от 26 августа Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям. В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан В соответствии с Правилами осуществления выплат компенсаций при рождении ребенка в семьях, состоящих на учете по социальной ипотеке по Целевой программе «Республиканская государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях» на 2008 год», утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 апреля 2008 года № 253, получателями компенсаций при рождении ребенка в семьях, состоящих на учете по социальной ипотеке по Целевой программе «Республиканская государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях» на 2008 год (далее - компенсации), являются граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года № 190 «Об утверждении Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан» (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года № 366). Выплата компенсаций осуществляется исполнителем Целевой программы «Республиканская государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях» на 2008 год, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 февраля 2008 года № 92 «О Целевой программе «Республиканская государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях» на 2008 год (далее - исполнитель программы), определенным на конкурсной основе (пункт 1). В силу пункта 7 Порядка определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года № 366, если после принятия на учет у семьи рождается ребенок, у нее возникает право на государственную поддержку (направляемую на оплату стоимости жилого помещения) на сумму 200 тыс. рублей, но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка. Указанное право признается отложенным и реализуется после внесения семьи в Реестр специализированной организации (некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан»). Судом установлено, что 06 февраля 2007 года между Исмагиловой Г.М. и СИПК «Строим будущее» заключен договор социальной ипотеки Согласно протоколу участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры от 27 марта 2009 года семье Исмагиловой Г.М. предоставлена двухкомнатная квартира по <адрес>, площадью 57,4 кв.м. 29 марта 2009 года у истицы родился сын, что подтверждается свидетельством о рождении серии II-КБ № 701848. 19 января 2011 года Исмагилова Г.М. обратилась в НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» с заявлением о выплате компенсации в сумме <данные изъяты> руб., однако письмом от 27 января 2011 года № 643 ей было отказано со ссылкой на то, что 17 сентября 2008 года семья истицы была переведена на учет в другую целевую Программу «Переселение из домов, не подлежащих капитальному ремонту», условиями которой компенсация при рождении ребенка не предусмотрена. Принимая заочное решение об удовлетворении исковых требований Исмагиловой Г.М., суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, указал, что Исмагилова Г.М. обоснованно была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки и оснований для перевода ее семьи в другую программу не имелось, поскольку каких-либо дополнительных соглашений об изменении условий договора социальной ипотеки с семьей истицы не заключалось. Эти обстоятельства судом определены правильно и им дана надлежащая правовая оценка. Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан», будучи специализированной организацией, осуществляет только функции по реализации программ жилищного строительства в Республике Татарстан (в соответствии с Законом Республики Татарстан «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» от 27 декабря 2004 года № 69-ЗРТ) являются несостоятельными, поскольку в соответствии с приведенными выше нормативно-правовыми актами Республики Татарстан, принятым во исполнение Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года № 69-ЗРТ НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» является исполнителем Целевой программы «Республиканская государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях» на 2008 год, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 февраля Таким образом, вопросы, касающиеся порядка осуществления выплат компенсаций при рождении ребенка в семьях, состоящих на учете по социальной ипотеке по целевой программе, отнесены к полномочиям НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан», следовательно, обязанность оказать семье Исмагиловой Г.М. государственную поддержку в связи с рождением ребенка в сумме <данные изъяты> руб. обоснованно возложена судом на ответчика. Доводы жалобы о необходимости привлечения Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны к участию в деле в качестве заинтересованного лица с целью выяснения правомерности перевода семьи истицы на учет в другую целевую программу, не могут служить основанием для отмены принятого судом заочного решения, поскольку предметом настоящего судебного разбирательства являлся вопрос о выплате истице компенсации по случаю рождения ребенка в рамках Программы социальной ипотеки. Данные вопросы не входят в компетенцию органов местного самоуправления, оснований для привлечения Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны к участию в деле у суда не имелось. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено. С учетом изложенного заочное решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы ответчика судебная коллегия не находит. Руководствуясь ст.ст. 199, 350, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА : заочное решение Вахитовского районного суда г. Казани от 02 августа Председательствующий – Судьи :
Р.Р. Гилманова гражданское дело по кассационной жалобе некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» на заочное решение Вахитовского районного суда г. Казани
от 02 августа 2011 года, которым постановлено:
06 февраля 2007 года между ней и СИПК «Строим будущее» был заключен договор социальной ипотеки №, в соответствии с условиями которого в случае рождения ребенка после выбора квартиры в счет ипотеки засчитывается сумма, исходя из нормы 18 кв.м. на ребенка. По протоколу выбора и передачи квартиры от 21 марта 2009 года истице выделена квартира по <адрес>, площадью
57,4 кв.м. 29 марта 2009 года у истицы родился сын, однако на ее обращение по вопросу предоставления компенсации ответчиком было отказано по причине того, что с 17 сентября 2008 года она переведена в другую целевую программу. Полагая данный отказ неправомерным, истица, уточнив в ходе судебного разбирательства заявленные требования, просила суд признать ее право на компенсацию по Программе социальной ипотеки в связи с рождением ребенка, обязав НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» оказать семье государственную поддержку в сумме <данные изъяты> руб.
2008 года. При этом орган местного самоуправления не был привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
от 21 апреля 2008 года № 253 и постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года № 190 (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года № 366) предоставление жилья по социальной ипотеке гражданам происходит в рамках устанавливаемых Кабинетом Министров Республики Татарстан квот, в том числе: квоты предприятий - для работников предприятий, участвующих в финансировании социальной ипотеки; бюджетной квоты - для работников бюджетной сферы; квоты неотложников - для граждан, нуждающихся в неотложной поддержке.
№, в соответствии с пунктом 3.2.10 которого в случае рождения ребенка после выбора квартиры в счет ипотеки засчитывается сумма, исходя из нормы 18 кв.м. на ребенка.
2008 года № 92 «О целевой программе «Республиканская государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях» на 2008 год.
2011 года, по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» - без удовлетворения.