Судья Л.В. Дмитриева дело № 33-13493/2011 учет № 57 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 24 ноября 2011 года город Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина, судей И.И. Багаутдинова и Р.Р. Насибуллина при секретаре судебного заседания Р.Г. Хусаинове рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по кассационной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 13 октября 2011 года, которым постановлено: Иск Валеева Марса Галимовича удовлетворить. Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств федерального бюджета в пользу Валеева Марса Галимовича <данные изъяты>. в счет задолженности по выплатам ежемесячных компенсаций на возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан выплачивать Валееву Марсу Галимовичу с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную компенсацию по возмещению вреда здоровью в размере <данные изъяты>. с дальнейшей индексацией данного вида компенсации, которую производить в размере и порядке, устанавливаемых Правительством РФ, исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами "О федеральном бюджете РФ", исходя из указанного размера компенсации вреда здоровью с нарастающим итогом. Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан И.Я. Зиангировой, подержавшей кассационную жалобу, а также пояснения представителя М.Г. Валиева - Д.Я. Пантелеевой, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: М.Г. Валеев обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о защите прав инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указав, что он в течение периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, с ДД.ММ.ГГГГ ему назначили компенсацию в возмещение вреда здоровью, исходя из минимального размера оплаты труда, в размере <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ установили <данные изъяты> группу инвалидности, связанной с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с утратой общей трудоспособности на <данные изъяты> %, с ДД.ММ.ГГГГ инвалидность сняли, однако вновь установили с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> группу инвалидности срочно по общему заболеванию, с ДД.ММ.ГГГГ - 3 группу инвалидности по общему заболеванию бессрочно, с ДД.ММ.ГГГГ - 1 группу инвалидности по общему заболеванию со сроком освидетельствования до ДД.ММ.ГГГГ, при этом ДД.ММ.ГГГГ решением экспертного совета Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета была выявлена обусловленность инвалидности с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Ссылаясь на изложенное, уточнив требования, истец просил взыскать с ответчика сумму задолженности по ежемесячным компенсациям в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> и установить с ДД.ММ.ГГГГ размер данной компенсации в <данные изъяты> с дальнейшей индексацией. Представитель ответчика иск не признала. Суд иск удовлетворил, постановив решение в приведенной формулировке. В кассационной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности. Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим изменению по следующим основаниям. В соответствии с пунктами 2 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: - граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, - военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения. Согласно пункту 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1, 2 части 1 статьи 13 настоящего Закона, гарантируется, в частности, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Назначение данных выплат не носит заявительный характер, поскольку Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воз-действию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" такое обстоятельство не предусмотрено. Как видно из материалов дела, истцу, являющемуся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с ДД.ММ.ГГГГ установлена инвалидность <данные изъяты> группы (с утратой <данные изъяты>% трудоспособности) по причине заболевания, полученного от радиационного облучения при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Суд первой инстанции правомерно, исходя из указанной правовой регламентации, констатировал за истцом право на получение с даты установления инвалидности ежемесячных компенсаций в возмещение вреда здоровью, предусмотренных для инвалидов - участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в решении в части определения суммы задолженности по рассматриваемым платежам. Установление размера сумм возмещения вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, производилось до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ). Данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, регулировался ранее Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4214-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ), с 6 января 2000 года - Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", применяющимся вне зависимости от времени нанесения вреда здоровью. Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", как и статьям 14, 15 вышеуказанных Правил, средний заработок мог быть определен по выбору инвалида за двенадцать месяцев работы, предшествующих наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания среднемесячный заработок может определяться также за двенадцать последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание. Исходя из названных норм, право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежит самому инвалиду. При этом, абзацы 1 и 2 пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4214-1, определяющие увеличение в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработка потерпевшего для исчисления суммы возмещения вреда здоровью, продолжали действовать в силу предписания статьи 29 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и после признания указанного Постановления утратившим силу. В частности, вышеназванными абзацами пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4214-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ) предусматривалось, что заработок, из которого исчисляется размер возмещения, увеличивается в следующем соотношении, а именно, для возмещения вреда, определенного в 1986 году - в 6,7. При этом, суммы возмещения вреда, рассчитанные с учетом названных коэффициентов увеличиваются дополнительно по увечьям и иным повреждениям здоровья, полученным до 1 января 1991 года, - в 6 раз. Кроме того, при исчислении судами размера возмещения вреда после введения в действие Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ и до признания утратившими силу соответствующих Правил при определении общей суммы заработка для исчисления сумм возмещения вреда впервые все суммы, учитываемые в составе заработка инвалида, подлежали индексации в порядке, установленном действовавшим в указанный период законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии (часть 3 статьи 11 названных Правил), а именно, с 1 февраля 1993 года - в 2,5; с 1 апреля 1993 года - в 1,9; с 1 июля 1993 года - в 1,81; с 1 декабря 1993 года - в 1,9; с 1 июля 1994 года - в 1,4; с 1 апреля 1995 года - в 1,678; с 1 мая 1995 года - в 1,27; с 1 августа 1995 года - 1,259; с 1 ноября 1995 года - в 1,05; с 1 декабря 1995 года - в 1,048; с 1 января 1996 года - в 1,045; с 1 апреля 1996 года - в 1,2; с 1 января 1997 года - в 1,1 раза, в последующем - согласно законодательству Российской Федерации. По рассматриваемому делу установленный судом первой инстанции за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ средний заработок М.Г. Валеева составлял <данные изъяты>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (на день установления инвалидности), с учетом приведенных коэффициентов и деноминации, а также исходя из степени утраты трудоспособности в <данные изъяты>%, заработок М.Г. Валеева, из которого исчисляется сумма возмещения вреда здоровью, равняется показателю в <данные изъяты>). В пункте 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года за № 179-ФЗ) было закреплено положение, согласно которому во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не мог быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Указанное положение действовало до 1 января 2001 года, когда вступила в силу статья 4 Федерального закона от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", которая изменила указанную норму и установила заработок, из которого исчислялся размер возмещения, в размере не ниже 700 рублей. При применении данного положения 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" до 1 января 2001 года семикратная сумма установленного законом минимального размера оплаты труда должна была учитываться на время возмещения вреда, а не на время его причинения, поскольку сама сумма возмещения вреда исчислялась не из номинальной величины заработка на время причинения вреда, а из суммы этого заработка, предварительно приведенной в соответствие с уровнем оплаты труда на время возмещения вреда (путем применения повышающих коэффициентов). Таким образом, учитывая, что заработок М.Г. Валеева, используемый в целях исчисления суммы возмещения вреда здоровью, составляет <данные изъяты>, то есть менее установленного законом размера заработка для таких целей в <данные изъяты> рублей, то для исчисления размера компенсации в возмещение вреда здоровью также следует исходить именно из базовой суммы в <данные изъяты> рублей. Не приняв во внимание изложенное правовое регулирование, суд первой инстанции определил неправильно размер заработка, используемого при исчислении суммы ежемесячных компенсационных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи истца с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Судебная коллегия, устраняя допущенную судом первой инстанции ошибку в применении нормы материального права, полагает возможным, исходя из имеющихся в материалах дела данных, самостоятельно произвести расчеты спорных выплат. В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда. За период с 1 января 1998 года и до 30 июня 2000 года суммы компенсационных выплат в возмещение вреда здоровью истца не могут быть проиндексированы исходя из роста минимального размера оплаты труда, поскольку в указанный период этот показатель не изменялся (Федеральные законы от 9 января 1997 год № 6-ФЗ и от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ). Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу подлежало выплате ежемесячно по <данные изъяты> рублей, всего за 29 месяцев - <данные изъяты> рублей. В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2288), статьей 318 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 года до 29 ноября 2002 года), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, такая индексация за период с 1 июля 2000 года до 1 января 2001 года производилась с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ, равного <данные изъяты>), а с ДД.ММ.ГГГГ с учетом коэффициента, равного <данные изъяты>). С учетом изложенного, за истцу подлежало выплате за период: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ежемесячно по <данные изъяты>; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ежемесячно по <данные изъяты>. В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями 1 и 2 этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Вместе с тем, несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 года, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года. В силу части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ), начиная с 29 мая 2004 года, предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных базовым Законом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом, исходя из статьи 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ, размеры соответствующих выплат, установленные в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1), индексируются с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Таким образом, ежемесячные компенсации в возмещение вреда здоровью за 2002 и 2003 годы индексируются с применением коэффициентов, соответственно, 1,12 и 1,12, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года № 326 исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год" и "О федеральном бюджете на 2003 год". С учетом изложенного, истцу подлежало выплате спорная компенсация за период: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ежемесячно по <данные изъяты>; - за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> Общая сумма подлежавшей выплате истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью составляла <данные изъяты>. Таким образом, с учетом произведенных платежей по данной компенсации в <данные изъяты>, сумма задолженности по ежемесячной компенсации за данный период образует <данные изъяты>. Поскольку инвалидность истца снята ДД.ММ.ГГГГ и установлена вновь ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что кассационный пересмотр решения суда первой инстанции инициирован только ответчиком, выводы суда в части отказа в удовлетворении исковых требований по периоду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в предмет проверки суда кассационной инстанции не входят. Как установлено по делу, с ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена инвалидность первой группы по общему заболеванию со сроком переосвидетельствования ДД.ММ.ГГГГ. Из копии решения экспертного совета Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что инвалидность истца связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. При таком положении, соглашаясь с выводом суда первой инстанции о наличии у истца с момента установления данной инвалидности права на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, судебная коллегия полагает необходимым отметить неправильное определение судом первой инстанции размера ежемесячной компенсации, а также суммы задолженности по нему. Учитывая, что за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу не производились компенсационные платежи в возмещение вреда здоровью, а также не испрашивалось мнение относительно базы для исчисления компенсации в связи с изменение группы инвалидности, следовало исходить из показателей: - за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ежемесячно по <данные изъяты> (базовая проиндексированная сумма, определенная Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 года № 1024 исходя из уровня инфляции по Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"); - за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ежемесячно по <данные изъяты> (базовая проиндексированная сумма, определенная Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2010 года № 1079 исходя из уровня инфляции по Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"). Как установлено, выплаты ежемесячной компенсации истцу возобновлены и производились ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ - по <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ - по <данные изъяты>. Полагаемые выплаты не произведены за период с <данные изъяты> по ДД.ММ.ГГГГ и сумма задолженности по ним за этот период (4 месяца по <данные изъяты>) составляет <данные изъяты>. Таким образом, общая сумма задолженности по ежемесячным компенсациям в возмещение вреда, причиненного здоровью истца в связи с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, образует <данные изъяты>), которая и подлежит взысканию с ответчика. По изложенным мотивам признается неправильным и размер присужденной судом первой инстанции с текущей даты 2011 года ежемесячной компенсации истцу в возмещение вреда здоровью. При таких данных, поскольку фактические обстоятельства по делу установлены с достаточной полнотой, однако суд первой инстанции, признав за истцом право на получение ежемесячных компенсаций в возмещение вред здоровью, предусмотренных для инвалидов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, допустил ошибку в исчислении суммы присуждаемых истцу выплат, а также задолженности по ним, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в этой части. Руководствуясь статьями 361, 362 (пункт 4 части 1), 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 13 октября 2011 года по данному делу изменить. Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств федерального бюджета в пользу Валеева Марса Галимовича <данные изъяты> в счет задолженности по выплатам ежемесячных компенсаций на возмещение здоровья за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Возложить обязанность на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан выплачивать Валееву Марсу Галимовичу с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> с дальнейшей индексацией данного вида компенсации в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральными законами о федеральном бюджете Российской Федерации за соответствующие годы, относительно размеров компенсации с нарастающим итогом. Председательствующий Судьи