о признании права на досрочную трудовую пенсию



Судья А.Х.Закирова Дело № 33-14269

Учет № 27

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 ноября 2011 года гор. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего – судьи Л.А.Валишина,

судей Е.А. Чекалкиной, В.А.Терехина,

при секретаре судебного заседания Р.Ф. Сулейманове,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Е.А.Чекалкиной гражданское дело по кассационной жалобе УПФР в Авиастроительном районе г. Казани на решение Авиастроительного районного суда г. Казани от 1 ноября 2011 года, которым постановлено:

Иск ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Авиастроительного районе города Казани включить в педагогический стаж ФИО1 период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06 октября 1992 года по 23 марта 1995 года, период работы с 10 апреля 1995 года по 30 июня 1996 года в должности воспитателя Детского комбината № 72 ОАО «КАПО им. СП. Горбунова», период учебы с 31 октября 2007 года по 29 февраля 2008 года.

В остальной части иска отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы УПФР в Авиастроительном районе г. Казани об отмене решения, выслушав доводы в поддержку жалобы представителя УПФ РФ в Авиастроительном районе г. Казани – Л.Р. Галявиевой, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению
Пенсионного Фонда РФ в Авиастроительном районе гор. Казани о
признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической
деятельностью.

В обоснование требований указано, что ответчик отказал истцу в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Ответчик не включил в специальный стаж: период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06 октября 1992 года по 23 марта 1995 года, период работы с 10 апреля 1995 года по 30 июня 1996 года в должности воспитателя Детского комбината № 72 ОАО «КАПО им. СП. Горбунова», период учебы с 31 октября 2007 года по 29 февраля 2008 года, период работы с 12 ноября 2008 года по 15 октября 2009 года в должности педагога-психолога в детском саду. Считает данный отказ неправомерным. В связи с чем, просила признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении досрочной пенсии; признать за истцом право на досрочную трудовую пенсию, обязав ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с 26 января 2010 года.

В судебном заседании истец исковые требования уточнила, просила признать право на досрочную трудовую пенсию, обязав ответчика включить в специальный трудовой стаж: вышеуказанные спорные периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения к ответчику, то есть с 26 января 2010 года.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд удовлетворил заявленные требования в части и вынес решение в приведенной выше формулировке.

В кассационной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене решения. Выражается несогласие с включением в специальный стаж периодов нахождения истца в учебных отпусках. Судебная коллегия считает, что решение подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно разъяснению Пленума ВС РФ по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены не основании ранее действовавших нормативных правовых актов (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии ").

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком дс достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличены: продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанны, дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж; также в стаж; работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной формы обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Из материалов дела видно, что решением УПФ в Авиастроительном районе г. Казани от 04 февраля 2010 года истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью за отсутствием требуемого специального стажа 25 лет.

Ответчик не включил в специальный стаж истца период работы с 10 апреля 1995 года по 30 июня 1996 года в должности воспитателя Детского комбината № 72 ОАО «КАПО им. СП. Горбунова», поскольку в разделе «Наименование учреждений» Списка работ, профессий и должностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года за № 781, детские комбинаты не предусмотрены.

Согласно записям в трудовой книжке и справки работодателя № 331/15 от 31 октября 2011 года истец в период с 10 апреля 1995 года по 30 июня 1996 года работала в должности воспитателя Детского комбината № 72 ОАО «КАПО им. СП. Горбунова».

Удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж периодов работы истца с 10 апреля 1995 года по 30 июня 1996 года в должности воспитателя Детского комбината №72 ОАО «КАПО им. СП. Горбунова», суд исходил из того, что Закон РФ от 29.11.1990года гарантировал назначение такой пенсии на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях общеобразовательных школ и других учреждениях для детей, поскольку работники выполняют одни и те же функциональные обязанности по одним и тем же профессиям, в одних и тех же должностях, работая в спорный период воспитателем Детского комбината, истец в своей деятельности руководствовалась государственными стандартами и выполняла те же функции, что и в период, когда он функционировал в качестве Ясли сада №72, который включен в специальный педагогический стаж истца; кроме того, основной целью деятельности указанного учреждения являлось обучение и воспитание детей дошкольного возраста.

С таким выводом следует согласиться, поскольку он основан на законе и подтверждается материалами дела. Необходимые мотивы в решении суда приведены.

Включая в специальный стаж периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 06 октября 1992 года по 23 марта 1995 года, суд пришел к правильному выводу о том, что указанный период имел место до 6 октября 1992года, т.е. до времени вступления в силу Закона Российской Федерации N3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" и поэтому указанный период подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Поскольку работая в должности воспитателя МАДУ « Детский сад №72 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани, в период с 31 октября 2007года по 29 февраля 2008года истец обучалась в имеющем государственную аккредитацию высшем учебном заведении, находясь в связи с этим в оплачиваемом отпуске, в указанный период за истцом сохранялась средняя заработная плата и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, суд первой инстанции обоснованно включил в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости истца периодов нахождения истца в учебных отпусках.

Доводы в кассационной жалобы о несогласии с включением в специальный стаж периодов нахождения в учебных отпусках, не влекут отмену решения, поскольку основаны на неверном толковании норм права. Кроме того, вышеуказанным доводам ответчика судом первой инстанции дана правовая оценка, с которой судебная коллегия согласна. Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.199, 360,361,366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Авиастроительного районного суда г. Казани от 1 ноября 2011 года, оставить без изменения, кассационную жалобу УПФР в Авиастроительном районе г. Казани - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –