О признании нуждающимся в получении жилого помещения по причине непригодным для проживания



Судья Д.А. Гильфанов Дело № 14255

Учет № 22

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 декабря 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего О.А. Бегишева

судей Л.И. Сибгатуллиной, Р.Р. Шайдуллина

при секретаре судебного заседания А.С. Чугуновой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.А. Бегишева гражданское дело по кассационным жалобам представителя МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани» - ФИО11, представителя ФИО9, действующего также в интересах несовершеннолетней ФИО14 - ФИО13, представителя Исполнительного комитета МО г.Казани - ФИО6 на решение Кировского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 25 октября 2011 года, которым постановлено:

иск удовлетворить частично.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО гор. Казани» поставить ФИО9 и членов его семьи как нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

Обязать Исполнительный Комитет муниципального образования гор. Казани предоставить ФИО9 и членам его семьи квартиру по договору социального найма не менее <данные изъяты> кв.м.

В остальной части иска отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя ФИО9 - ФИО13, представителя ИК г.Казани - ФИО7, представителя МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани» - ФИО15 в поддержку доводов своих жалоб, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО9 обратился в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности предоставить его семье, состоящей из трех человек, двухкомнатную изолированную квартиру общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м.

В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он является собственником двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> по договору купли-продажи. ДД.ММ.ГГГГ он вступил в зарегистрированный брак с ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь. В ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрировал дочь в указанной квартире. Дом № 8 по улице Новостройки г.Казани Постановлением Главы Администрации г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ был признан непригодным для постоянного проживания и подлежит сносу. С ДД.ММ.ГГГГ по просьбе сотрудников администрации Кировского района г.Казани истец стал собирать документы для получения новой квартиры, при этом он уведомил администрацию, что его семья состоит из трех человек, и ему требуется двухкомнатная квартира. Однако по результатам конкурса от ДД.ММ.ГГГГ ему с дочерью предложили однокомнатную квартиру, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» он вынужден был подписать Договор социальной ипотеки «на участие граждан в «выборе» будущей собственной квартиры с целью получения права ее использования и паенакопления в целях получения в собственность». При этом он обязался выплатить полную стоимость однокомнатной квартиры. При подписании указанного договора истца ввели в заблуждение, уверив в том, что после подписания договора, он может отказаться от однокомнатной квартиры в любое время. Узнав, что ему в связи со сносом дома положена двухкомнатная квартира, истец стал в устной и письменной форме обращаться в Администрацию Кировского района г.Казани, НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» с просьбой открепить его от однокомнатной квартиры с правом участия в конкурсе на получение двухкомнатной квартиры. На все заявления истец получал отрицательный ответ.

В ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, в котором расположена квартира, был снесен. В настоящее время истец с семьей временно проживают по адресу: <адрес>. Истец имел в собственности двухкомнатную квартиру площадью <данные изъяты> кв.м., ему предлагают однокомнатную площадью <данные изъяты> кв.м., при этом ущемляют права несовершеннолетней дочери, предоставляя истцу и его дочери одну комнату на двоих, что противоречит требованиям ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Истец просил обязать ответчиков предоставить его семье, состоящей из трех человек двухкомнатную изолированную квартиру общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м..

В последующем представителем истца исковые требования были уточнены, просил признать истца нуждающимся в получении жилого посещения по причине признания непригодным для проживания <адрес> и вынести решение о предоставлении семье, состоящей из трех человек, двухкомнатной изолированной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. по договору социального найма вне очереди.

Представитель ответчика - МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани» - ФИО11 с иском не согласилась.

Третье лицо ФИО12 исковые требования поддержала.

Представитель ответчика НО Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан, представитель ответчика МУ «Управление жилищной политики ИК МО г Казани», представитель ИК МО г. Казани, представитель третьего лица - отдел по опеке и попечительству МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани» при рассмотрении дела в суде первой инстанции отсутствовали.

Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.

В кассационной жалобе представителя МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани» - ФИО11 ставится вопрос об отмене решения суда, указывается, что ФИО9 с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не обращался.

В кассационной жалобе представитель ФИО9, действующего также в интересах несовершеннолетней ФИО14 - ФИО13 указывает на нарушение судом нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: суд обязан был вынести решение о внеочередном предоставлении конкретной квартиры семье истца.

В кассационной жалобе представителя Исполнительного комитета МО г.Казани - ФИО6 указывается на неправомерное возложение обязанности на ИКМО г.Казани по предоставлению семье истца квартиры, поскольку в сносе дома ИКМО г.Казани участия не принимал.

Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст.5 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года №31-ЗРТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования в части понуждения МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани» постановки на учет ФИО9 совместно с дочерью для получения жилого помещения по договору социального найма вне очереди и понуждении Исполнительного Комитета муниципального образования г.Казани предоставления жилого помещения не менее площади <данные изъяты> кв.м., исходил из нарушения прав истца как собственника фактически снесенной квартиры.

Судебная коллегия согласна с данным выводом районного суда по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что истец является собственником двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.ми., расположенной по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь двухкомнатной <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м., жилая площадь составляет <данные изъяты> кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 вступил в зарегистрированный брак с ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь ФИО14.

ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрировал дочь по месту своего жительства по адресу: <адрес> г.Казани Постановлением Главы Администрации г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ был признан негодным для постоянного проживания. Согласно справке МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани» снос жилого <адрес> не производился.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 обратился в Администрацию Кировского района г.Казани с заявлением о постановке на учет в качестве участника Программы социальной ипотеки в рамках квоты граждан, проживающих в домах, не подлежащих капитальному ремонту. На момент постановки на учет ФИО9 был зарегистрирован по адресу: <адрес> один, в связи с чем, распоряжением главы Администрации Кировского района ИК МО г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ в составе одного человека поставлен на учет для приобретения жилого помещения.

При рассмотрении гражданского дела в суде первой инстанции установлено, что в связи с рождением дочери ФИО9 обратился с заявлением о включении ее в состав семьи. Распоряжением главы Администрации Кировского района ИК МО г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в учетное дело семьи ФИО9. ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 был заключен договор социальной ипотеки с НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», в рамках которого ФИО9 предоставлялось право выбора «будущей собственной квартиры» путем предоставления согласно п.3.5.1 договора пароля для входа в систему. Согласно п.3.2.1 указанного договора истец был вправе отказаться от участия в выборе квартиры.

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ были подведены итоги конкурса по выбору будущей квартиры. За семьей ФИО9 была закреплена однокомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.

ФИО9 обратился в НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани» с заявлением об отказе от закрепленной за ним однокомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м. с правом участия в конкурсе на получение двухкомнатной квартиры. Письмом НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 было отказано.

Суд первой инстанции, при вынесении решения обоснованно сослался на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года за № 376-О-П. Которым предусмотрено, что из действующего законодательства не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.

Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений гражданам, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Районный суд пришел к правильному выводу, что предоставление квартиры <данные изъяты> кв.м. является нарушением прав истца, как собственника фактически снесенной квартиры. Суд правомерно вынес решение о понуждении Исполнительного Комитета Муниципального Образования г.Казани предоставить жилое помещение не менее 44,10 кв.м., соответствующей площади принадлежащей истцу <адрес>.

Таким образом, дело рассмотрено полно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и собранным по делу доказательствам, решение постановлено с соблюдением закона.

Доводы кассационной жалобы представителя МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани» - ФИО11 о том, что ФИО9 с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не обращался, не имеют правового значения ввиду вышеприведенных норм закона.

Законодательством предусмотрено признание жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

Ссылка в кассационной жалобе представителя ФИО9, действующего также в интересах несовершеннолетней ФИО14 - ФИО13 на то, что суд обязан был вынести решение о внеочередном предоставлении конкретной квартиры семье истца, является несостоятельной, и не может повлечь отмены правильно по существу судебного постановления. Суд первой инстанции обоснованно обязал ответчиков поставить семью истца, как нуждающихся в получении жилого помещения вне очереди и предоставить квартиру не менее <данные изъяты> кв.м. Однако, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено предоставление конкретной квартиры по договору социального найма.

Утверждение в кассационной жалобе представителя Исполнительного комитета МО г.Казани - ФИО6 о неправомерном возложении обязанности на ИКМО г.Казани по предоставлению семье истца квартиры, было предметом рассмотрения дела в суде первой иснтанции и получило надлежащую оценку. Согласно ч.3 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение о предоставлении гражданам жилых помещений принимаются органами местного самоуправления.

Ссылка в жалобе, что ИКМО в сносе дома по <адрес> участия не принимал отклоняется Судебной коллегией. В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Представителем Исполнительного комитета МО г.Казани не представлено достаточных и допустимых доказательств в обоснование своих доводов.

Учитывая, что доводов, по которым на основании предусмотренных статьями 362-364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда могло бы быть отменено, кассационные жалобы не содержат, в их удовлетворении следует отказать.

Вывод суда основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует требованиям федерального законодательства, и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 199, 350, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кировского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 25 октября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационные жалобы представителя МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани» - ФИО11, представителя ФИО9, действующего также в интересах несовершеннолетней ФИО14 - ФИО13, представителя Исполнительного комитета МО г.Казани - ФИО6 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: