о признан незакон решени УПФ о назначен пенсии



Судья Шамионов Р.Р. дело № 33-14181/2011

учет № 27

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 ноября 2011 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,

судей И.И. Багаутдинова и Р.Р. Насибуллина

при секретаре судебного заседания Газтдинове А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по кассационной жалобе государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Буинском районе и городе Буинске Республики Татарстан на решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 19 октября 2011 года, которым постановлено:

Иск Закировой Зили Ваясиловны удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Буинском районе и г. Буинске РТ включить в специальный стаж Закировой Зиле Ваясиловне, дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью, следующие периоды: период обучения на дневном отделении Казанского государственного педагогического института с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ; обучения на курсах повышения квалификации и переподготовки работников образования ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать право Закировой Зили Ваясиловны на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Буинском районе и г. Буинске РТ назначить Закировой Зиле Ваясиловне трудовую пенсию по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

З.В. Закирова обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Буинском районе и городе Буинске Республики Татарстан о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включении в стаж периодов работы и обязании назначить досрочную трудовую пенсию, указав, что ответчиком в специальный стаж необоснованно не включены периоды ее обучения на дневном отделении в Казанском государственном педагогическом университете со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также нахождения курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд иск удовлетворил и принял решение в приведенной выше формулировке.

В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить по мотиву неправильного применения норм материального права. Указывает, что действующим правовым регулированием не предусмотрено включение периодов обучения и нахождения на курсах повышения квалификации в льготный пенсионный стаж, при этом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дату отмены постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397) истицей не выработан 2/3 требуемого специального стажа.

Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ З.В. Закирова обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа. При этом в специальный стаж не включены периоды учебы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Казанском государственном педагогическом институте, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая спор о включении в специальный стаж истца периода его учебы, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в силу подпункта "б" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и действовавшего в рассматриваемый период, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Из записей в трудовой книжке З.В. Закировой усматривается, что истица до поступления в Казанский государственный педагогический институт работала с ДД.ММ.ГГГГ пионервожатой в Адав-Тулумбаевской средней школе и с ДД.ММ.ГГГГ была уволена с занимаемой должности в связи с поступлением на учебу, при этом по окончании учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем в Старотинчалинской средней школе Буинского района Республики Татарстан.

При таких данных, исходя из указанного выше правового регулирования, судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о необходимости зачисления в специальный стаж периода обучения истицы в Казанском государственном педагогическом институте, поскольку достоверно установлено, что периоду учебы предшествовала и непосредственно после обучения следовала педагогическая деятельность, которая признан и включена ответчиком в льготный пенсионный стаж.

Принимая решение о включении в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода нахождения истицы на курсах повышения квалификации, суд первой инстанции с учетом положений статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации правомерно исходил из того, что в указанные периоды за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Судебная коллегия в этой связи полагает необходимым отметить, что педагогические работники, учитывая особенность сферы деятельности, обязаны систематически повышать свою квалификацию, при этом одним из мер, направленных на совершенствование профессионального уровня при осуществлении педагогической деятельности, являются именно специализированные учебы.

По изложенным основаниям отклоняется довод кассационной жалобы о том, что действующим правовым регулированием не предусмотрено включение периодов обучения и нахождения на курсах повышения квалификации в льготный пенсионный стаж.

Довод в кассационной жалобе о том, что истицей не выполнено условие Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, поскольку на момент утраты силы данного акта (на 1 октября 1993 года) не было выработано 2/3 стажа работы на должностях, дающих право на назначение такой пенсии, также отклоняется судебной коллегией как основанный на неправильном понимании нормы материального права.

Исходя из содержания вышеуказанного Постановления, 2/3 специального стажа должны быть выработаны на дату возникновения права на досрочную пенсию. Как установлено, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - на дату обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи педагогической деятельностью - стаж работы истицы непосредственно по педагогической профессии составляет <данные изъяты>, то есть соответствует предписанию о выработке не менее 2/3 необходимого стажа.

При таком положении дел, установив, что стаж работы З.В. Закировой по педагогической деятельности, исчисленный с учетом оспариваемых периодов, превышает необходимые 25 лет, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность назначить истцу досрочную трудовую пенсию с момента обращения за ней.

Все значимые для спора обстоятельства, доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, постановленное им решение не противоречит нормам материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 19 октября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Буинском районе и городе Буинске Республике Татарстан - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи