о признании незаконным решения межведомственной жилищной комиссии, об отказе в постановке в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на улучшение жилищных условий



Судья Галяутдинова Ф.А. дело № 33-15400/2011 учет № 22 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 декабря 2011 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,

судей Захаровой С.Н., Павлюхиной Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Захаровой С.Н. гражданское дело по кассационной жалобе ФИО7 на решение Апастовского районного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2011 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований ФИО8 к Исполнительному комитету Апастовского муниципального района РТ о признании незаконным решения межведомственной жилищной комиссии от 24 июня 2011 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на улучшение жилищных условий.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО6 обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Апастовского муниципального района РТ о признании незаконным решения межведомственной жилищной комиссии от 24 июня 2011 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на улучшение жилищных условий.

В обоснование иска указано, что истец является вдовой участника Великой Отечественной войны. Дом, в котором она проживает, принадлежит ее сыну. Межведомственная жилищная комиссия отказала поставить ее на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, ввиду того, что износ жилого дома составляет 32% и кирпичного пристроя 15%., с чем истец не согласилась. По ее ходатайству была назначена судебно-строительная экспертиза, где также определен износ жилого дома 60%, а пристроя 44. Считает, что согласно статье 21 ФЗ «О ветеранах» имеет право на улучшение жилищных условий независимо от имущественного положения. Просила исковые требования удовлетворить.

Представитель истца иск поддержал.

Представитель ответчика иск не признала.

Суд в удовлетворении иска отказал.

В кассационной жалобе ФИО6 просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Указывает, что истец является вдовой участника Великой Отечественной войны и согласно статье 21 ФЗ «О ветеранах» имеет право на улучшение жилищных условий независимо от имущественного положения. Суд не учел ее состояние здоровья, а также состояние здоровья ее сына. В связи с этим с ними вынуждена проживать ее дочь и внуки, которые ухаживают за ней. Дом, в котором она проживает, находится в изношенном состоянии.

Судебная коллегия полагает, что решение суда является правильным.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно части 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленный данным органом.

Согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. №47 признание помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее комиссия), на основании оценки соответствия указанного помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном ими порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Согласно постановлению №199 от 14 июня 2006 года Исполнительного комитета Апастовского муниципального района РТ установлена учетная норма площади (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 33 кв.м. для одиноко проживающего гражданина, 42 кв.м. общей площади жилого помещения для двух проживающих граждан, 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Судом установлено, что ФИО6 является вдовой участника Великой Отечест­венной войны.

ФИО6 зарегистрирована и проживает в <адрес>. Дом принадлежит ей на праве собственности, согласно свидетельству о государственной регистрации права и общая площадь жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м.

ФИО6 обратилась в Исполком Апастовского муниципального района о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. 24 июня 2011 года межведомственной жилищной комиссией ФИО6 отказано в постановке на учет, ввиду того, что износ жилого дома согласно данным Апастовского участка МРФ РГУП БТИ МСАЖКХ РТ составляет 32% и пристроя 15%.

По ходатайству истца была назначена судебно - строительная экспертиза и согласно заключению экспертизы, проведенной РГУП БТИ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ от 30 октября 2011 года установлен износ жилого дома 60% и пристроя 44 %.

С учетом данных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований ФИО6

Доводы кассационной жалобы о том, что согласно статье 21 ФЗ «О ветеранах» истец имеет право на улучшение жилищных условий независимо от имущественного положения, основаны на неправильном толковании норм материального права. Межведомственной жилищной комиссией ФИО6 было отказано в поставке на учет, поскольку износ жилого дома составляет 32% и кирпичного пристроя 15%, с чем она не согласилась. По ее ходатайству была назначена судебно-строительная экспертиза, где также определен износ жилого дома 60%, а пристроя 44 %, то есть жилой дом не может быть признан непригодным для проживания. Кроме того, на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 имеет в собственности спорный жилой дом. Общая площадь указанного жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м. Из выписки домовой книги на спорный дом следует, что на момент обращения с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в указанном доме было зарегистрировано пять человек, обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи выше учетной нормы. Таким образом оснований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, не имеется.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Лица, указанные в ФЗ «О ветеранах», действительно имеют право на обеспечение жильем независимо от своего имущественного положения – то есть независимо от признания их малоимущими в целях ст. 49 ЖК РФ. Однако они должны быть признаны нуждающимися в жилом помещении, а критерии нуждаемости, установленные Жилищным кодексом РФ, одинаковы для всех граждан.

Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы истицы Судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Апастовского районного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО6 - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи: