о возложении обязанности ликвидировать свалку твердых бытовых отходов с последующей рекультивацией нарушенных земель



Судья Хакимова Э.М.                                       дело № 33-15524/2011

                                                                                          учет 57

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

            

22 декабря 2011 года                                                            город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,

судей Захаровой С.Н., Павлюхиной Н.Ю.,

с участием прокурора Хисамовой Ф.А.,

при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой С.Н. гражданское дело по кассационной жалобе представителя муниципального учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» - ФИО8 на решение Приволжского районного суда города Казани от 17 ноября 2011 года, которым постановлено:

удовлетворить частично иск прокурора Приволжского района города Казани, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о возложении обязанности ликвидировать свалку твердых бытовых отходов с последующей рекультивацией нарушенных земель.

Обязать муниципальное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов по <адрес> с последующей рекультивацией нарушенных земель.

В удовлетворении исковых требований к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ИК МО г. Казани ФИО12., просившей решение оставить без изменения, заключение прокурора Хисамовой Ф.А., полагавшей, что решение является законным и обоснованным, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Приволжского района города Казани, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о возложении обязанности ликвидировать свалку твердых бытовых отходов с последующей рекультивацией нарушенных земель.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ЦТУ Минэкологии и природных ресурсов РТ проведено обследование территории Приволжского района г. Казани, а именно <адрес>, в ходе которого обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Из акта проверки ЦТУ Минэкологии и природных ресурсов РТ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на указанной территории, относящейся к землям общего пользования, выявлен факт несанкционированного размещения отходов (отходы из жилищ несортированные, грунт от земляных работ с примесью асфальтобетона в кусковой форме) на почве площадью 4,7 га. Размещение данных отходов влечет захламление, а также порчу и уничтожение земель при обращении с отходами производства и потребления. Ненадлежащее выполнение ответчиками возложенных на них обязанностей приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Приволжского района г. Казани, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Истец просил обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов по <адрес> с последующей рекультивацией нарушенных земель.

Представитель истца - ФИО7 иск поддержал.

Представитель ответчиков МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г. Казани» - ФИО8 иск не признал.

Представитель третьего лица Комитета внешнего благоустройства ИК МО г. Казани - ФИО13 с иском не согласилась.

Представитель третьего лица МКУ «Управление административно технической инспекции ИК МО г. Казани» - ФИО10 с иском не согласился.

Представитель третьего лица Центрального территориальной управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ, в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ООО «<данные изъяты>», в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд исковые требования прокурора удовлетворил частично

В кассационной жалобе представитель муниципального учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» - ФИО8 просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Указывает, что денежные средства, выделенные Администрации на ликвидацию свалки в 2011 году израсходованы. Администрация обращалась к руководителю Исполнительного комитета города Казани с просьбой выделить дополнительные средства на ликвидацию свалок. Однако, как следует из письма начальника Финансового управления ИК МО города Казани, в связи с напряженным исполнением бюджета, возможность принять дополнительные расходы не представляется возможным. Считает, что решение суда является незаконным и необоснованным.

Судебная коллегия полагает, что решение суда является правильным.

Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц.

Из статьи 9 Конституции РФ следует, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации

Пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления в недра и на почву запрещен.

Исходя из норм статьи 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» на органы местного самоуправления возложена обязанность по контролю в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Судом установлено, что согласно акту экологического обследования состояния территории от ДД.ММ.ГГГГ, составленному Центральным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов РТ по <адрес> выявлен факт несанкционированного размещения отходов на почве площадью 4,7 га объемом 350 кв.м. (отходы из жилищ несортированные, грунт от земляных работ с примесью асфальтобетона в кусковой форме). Факт наличия по указанному адресу несанкционированной свалки твердых бытовых отходов подтверждается также предоставленной суду фототаблицей.

Согласно акту обследования санитарно-экологического состояния территории Приволжского района г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ, составленному сотрудниками Комитета внешнего благоустройства Исполкома г. Казани, на территории лесопосадки по <адрес> наличие несанкционированных навалов строительного мусора (грунт, бой кирпича, порубочные остатки) объемом порядка 170 кв.м.

В соответствии с Положением о муниципальном учреждении «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», утвержденным Решением Казанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , предметом и целью деятельности Администрации является выполнение управленческих функций в сфере реализации вопросов местного значения на территории Вахитовского и Приволжского районов муниципального образования города Казани в рамках своей компетенции в пределах, установленных в соответствии с законодательством, Уставом муниципального образования города Казани, настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ указанного Положения Администрация вправе принимать участие в организации работ по благоустройству и озеленению территории районов, ликвидации несанкционированных свалок.

Из пояснений представителя ответчиков следует, что согласно акту администрации от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ свалка по указанному адресу была убрана, однако, допустимых доказательств тому не предоставил, а именно акт выполненных работ по муниципальному контракту с ООО «<данные изъяты>».

Суд первой инстанции, удовлетворяя частично исковые требования Прокурора Приволжского района города Казани, исходил из того, что на <адрес> выявлено несанкционированное размещение отходов, которое влечет захламление, а также порчу и уничтожение земель, что негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований Прокурора Приволжского района города Казани в части иска к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, исходил из того, что между МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г. Казани» и ООО «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт по ликвидации несанкционированных свалок, местный бюджет выделяет на это денежные средства, поэтому суд счел необходимым обязать МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г. Казани» ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов по <адрес> с последующей рекультивацией нарушенных земель.

С учетом изложенного выводы суда являются правильными.

Все обстоятельства дела суд проверил, дав им должную оценку, с чем полностью соглашается и Судебная коллегия.

Доводы кассационной жалобы представителя муниципального учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» - ФИО8 суд кассационной инстанции отклоняет, как несостоятельные, поскольку они опровергаются приведенными выше суждениями, противоречат материалам дела. Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ между МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г. Казани» и ООО «<данные изъяты>» был заключен муниципальный контракт , в соответствии с которым подрядчик принял на себя обязательство по выполнению работ по ликвидации несанкционированных свалок мусора с территории Вахитовского и Приволжского районов г. Казани в 2011 году, а заказчик обязался принять и оплатить выполненные работы.

Иные доводы жалобы Судебная коллегия также отклоняет, так как они исследованы судом первой инстанции, и им дана надлежащая оценка.

В силу изложенного Судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены в достаточном объеме для правильного разрешения спора. Доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, и по делу постановлено соответствующее требованиям материального и процессуального закона решение.

Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы, Судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

                

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Приволжского районного суда города Казани от 17 ноября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя муниципального учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» - без удовлетворения.

        

Председательствующий -                                                 

Судьи: