взыскание страховой выплаты



Судья А.Н.Бадриев Дело№33-15430

Учет № 31

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 декабря 2011 года гор. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего - cудьи Г.А.Романовой,

cудей И.Ш. Шайхиева, Е.А. Чекалкиной,

при прокуроре А.Р.Габдуллиной,

при секретаре судебного заседания А.С.Шараповой,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Е.А. Чекалкиной гражданское дело по кассационному представлению прокурора Альметьевской городской прокуратуры Р.М.Шакирова, кассационным жалобам ФИО14, представителя ГУ Региональное отделение по РТ филиал №10 Фонд Социального страхования РФ- ФИО12 на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

Иск ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения - регионального отделения зонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в пользу ФИО1 152 849 (сто пятьдесят две тысячи восемьсот сорок девять) рублей 22 копейки в счет возмещения страховых выплат за период с сентября 2008 года по октябрь 2011 года.

Взыскивать с Государственного учреждения - регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ежемесячно по 4131 (четыре тысячи сто тридцать одному) рублю 06 копеек начиная с ДД.ММ.ГГГГ до окончания им частного образовательного учреждения «Институт экономики, управления и права» или до достижения ФИО1 возраста 23 года.

В остальной части иска отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления прокурора Альметьевской городской прокуратуры ФИО9, кассационных жалоб - ФИО1, представителя ГУ Региональное отделение по РТ филиал №10 Фонд Социального страхования РФ- ФИО12, выслушав доводы в поддержку жалобы О.В., ФИО1 и их представителя ФИО10, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению — региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о взыскании страховой выплаты.

В обоснование требований указано, что 30 мая 1994 года в результате несчастного случая во время исполнения трудовых обязанностей погиб его отец ФИО11, являвшийся работником Альметьевского производственного треста жилищного хозяйства (далее - АПТЖХ). Решением Альметьевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ с АПТЖХ в пользу ФИО13 было взыскано в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца единовременно 86 364 рубля, а также ежемесячно на содержание истца, в то время находившегося в несовершеннолетнем возрасте, и второго несовершеннолетнего ребенка по 14 394 рубля каждому до достижения детьми 18 летнего возраста, а в случае учебы до 23 летнего возраста. Далее, определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 октября 2005 года требования ФИО13 о взыскании с АПТЖХ капитализированных платежей пособия в размере 885 894 рубля 87 копеек были включены в первую очередь реестра требований кредиторов. Указанная сумма пособия была рассчитана до достижения истцом 18-летнего возраста. В настоящее время истец ФИО1 является студентом 4 курса дневного отделения частного образовательного учреждения «Институт экономики, управления и права» и имеет право на получение назначенного ему пособия в связи со смертью кормильца. В мае 2011 года истец обратился к ответчику с заявлением о выплате пособия, однако получил отказ. С учетом индексации размера пособия истец просил взыскать с ответчика страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая за 36 месяцев с 09 апреля 2008 года по 09 апреля 2011 года в размере 594 868 рублей 30 копеек, за период с 09 апреля 2011 года по 09 октября 2011 года 99 144 рубля 72 копейки, а также взыскивать с ответчика ежемесячно по 16 524 рубля 12 копеек до окончания им учебного заведения или достижения 23 лет.

В судебном заседании представители истца исковые требования поддержали.

Представитель ответчика - Государственного учреждения - региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан иск не признала.

Суд удовлетворил заявленные требования в части и вынес решение в вышеуказанной формулировке.

В кассационном представлении прокурором ставится вопрос об отмене решения суда. Указано, что при вынесении решения от 4 августа 1994 года в числе иждивенцев были истец, его сестра и мать истца, т.е.зарплата погибшего делилась на четыре, в то время как на сегодняшний день проиндексированная зарплата погибшего должна быть разделена на истца и на его отца.

В кассационной жалобе ФИО1 просит также отменить решение суда. Считает, что размер пособия следует исчислять из средней заработной платы застрахованного лица, поделенной на два, т.к. на сегодняшний день число иждивенцев умершего изменился.

В кассационной жалобе представитель ГУ – региональное отделение Фонда соц.страхования РФ по РТ - ФИО12 просит отменить решение суда. Указано, что на момент проведения конкурсного производства, ГУП Альметьевское ПТЖХ не внесло капитализированные платежи в Фонд социального страхования РФ для обеспечения страховых выплат членам семьи. Также не включило в реестр требований кредиторов в части каких-либо сумм, причитающихся на долю детей. Поскольку решение Альметьевского городского суда РТ от 4.08.1994 г. имеет преюдициальное значение, то выплаты по потере кормильца не могут быть возложены на ответчика.

Судебная коллегия считает решение подлежащим оставлению без изменения.

Указанные спорные отношения регулируются Федеральным законом от 4.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» редакция от 09.12.2010 года) (далее - Закон).

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 4.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют: нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; ребенок умершего, родившийся после его смерти; один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (далее - учреждение медико-социальной экспертизы) или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе; лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

В случае смерти застрахованного один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи, неработающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на получение страховых выплат после окончания ухода за этими лицами. Иждивенство несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательств.

В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются: несовершеннолетним - до достижения ими возраста 18 лет; учащимся старше 18 лет - до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;

Пунктом 5 ст. 7 вышеуказанного Закона установлено, что лица, чье право на получение возмещения вреда ранее было установлено в соответствии с законодательством СССР или законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, получают право на обеспечение по страхованию со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. На основании п. 1 ст. 12 Закона размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

Пункт 8 ст. 12 вышеуказанного Закона устанавливает, что лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из его среднего месячного заработка за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих право на получение страховых выплат. Для определения размера ежемесячных страховых выплат каждому лицу, имеющему право на их получение, общий размер указанных выплат делится на число лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного.

Согласно п. 11 ст. 12 данного Закона размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела видно, что на основании решения Альметьевского городского суда от 04 августа 1994 года с АПТЖХ в пользу супруги погибшего ФИО11ФИО13 было взыскано в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца единовременно 86364 рубля и ежемесячно с последующей индексацией на её содержание в случае, если не будет работать до исполнения дочери 14 лет по 14394 рубля; начиная с 01 августа 1994 года на содержание сына ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ года рождения взыскано по 14394 рубля на каждого ребенка до 18 летнего возраста, в случае учебы до 23 лет.

Указанное пособие до 2005 года взыскивалось с АПТЖХ. В 2005 году АПТЖХ ликвидировалось и на основании определения Арбитражного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ требования матери истца ФИО13 в размере 885894 рубля 87 копеек в возмещение вреда, причиненного потерей кормильца были включены в реестр требований кредиторов муниципального унитарного предприятия АПТЖХ в состав первой очереди. При этом, Арбитражным судом расчет пособия был произведен до достижения детьми ФИО13 18-летнего возраста. Вышеуказанная сумма 885894,87 получена ФИО13 в рамках конкурсного производства.

Согласно письму Фонда социального страхования РФ от 07 октября 2002 года № 02-18/07-7048 «О расчете ежемесячных страховых выплат» сумма возмещения вреда до 2000 года индексируется с применением коэффициентов 1500, 1.900, 1.810, 1.900, 1.400, 1.678, 1.270, 1.259, 1.050, 1.048, 1.045, 1.200, 1.100, 0.001. После 2000 года индексируется страховая выплата, право на получение которой возникло с 01.02.2002, в связи с этим страховая выплата увеличивается на коэффициент 1.500 (введенный с 01.05.2002, то есть после установления процента утраты профессиональной трудоспособности).

Согласно справке, представленной суду, истец ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучается в частном образовательном учреждении «Институт экономики, управления и права» г. Казань (Альметьевский филиал) на 5 курсе очного отделения юридического факультета. Выплата стипендии не производится, срок окончания обучения 30.06.2012 года.

Удовлетворяя требования истца в части, суд исходил из того, что истец потерял кормильца в 1994году, поэтому в силу п.1 и 5 статьи 28 ФЗ от 24.07.1998г. № 125-ФЗ, истец имеет право на получение пособия в связи со смертью кормильца, независимо от того, была ли произведена капитализация платежей в Фонд социального страхования при ликвидации юридического лица, ответственного за выплату пострадавшим возмещения вреда, поскольку является учащимся по очной форме обучения, что позволяет ему получать пособие в случае учебы до 23 летнего возраста.

С таким выводом следует согласиться, поскольку он основан на законе и подтверждается материалами дела.

Судебная коллегия также соглашается также с размером страхового возмещения, подлежащего взысканию с ответчика ГУ – региональное отделение Фонда соц.страхования РФ по РТ.

Доводы кассационного представления прокурора, и истца о том, что при вынесении решения от 4 августа 1994 года в числе иждивенцев были истец, его сестра и мать истца, т.е.зарплата погибшего делилась на четыре, в то время как на сегодняшний день проиндексированная зарплата погибшего должна быть разделена на истца и на его отца, не влекут отмену решения, поскольку основаны на неверном толковании норм права.

В силу действующего законодательства размер пособия рассчитывается исходя из средней заработной платы погибшего, разделенной на число иждивенцев на момент страхового случая.

Доводы кассационной жалобы представителя ГУ – региональное отделение Фонда соц.страхования РФ по РТ - ФИО12, что на момент проведения конкурсного производства, ГУП Альметьевское ПТЖХ не внесло капитализированные платежи в Фонд социального страхования РФ для обеспечения страховых выплат членам семьи, также не включило в реестр требований кредиторов в части каких-либо сумм, причитающихся на долю детей, не влекут отмену решения, поскольку основаны на неверном толковании норм права и противоречат п.1 и 5 статьи 28 ФЗ от 24.07.1998г. № 125-ФЗ.

Согласно пунктам 1 и 5 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ лицам, получившим до вступления в силу этого Закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке, а также лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, обеспечение по страхованию производится страховщиком в полном объеме независимо от того, была ли произведена капитализация платежей в Фонд социального страхования (к примеру, если капитализированные платежи не были перечислены по причине недостаточности средств должника) при ликвидации юридического лица, ответственного за выплату пострадавшим возмещения вреда.

Ссылка в кассационной жалобе о том, что поскольку решение Альметьевского городского суда РТ от 4.08.1994 г. имеет преюдициальное значение, то выплаты по потере кормильца не могут быть возложены на ответчика, не влекут отмену решения, поскольку АПТЖХ ликвидировано, таким образом выплаты должны производится ответчиком.

Кроме того, данные утверждения представителя ответчика уже были предметом рассмотрения суда и им дана надлежащая правовая оценка.

Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 199, 350, 360, 361,366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Альметьевского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу оставить без изменения, кассационное представление прокурора Альметьевской городской прокуратуры ФИО9, кассационную жалобу ФИО1, кассационную жалобу представителя ГУ Региональное отделение по РТ филиал №10 Фонд Социального страхования РФ- ФИО12– без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –