о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий



Судья Л.Ф. Валиева № 33-15520/2011 учет № 54 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 декабря 2011 года г.Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи А.С. Галиевой,

судей Р.Я. Калимуллина и Ф.В. Хабировой,

при секретаре судебного заседания А.М. Зиятдиновой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Р.Я. Калимуллина гражданское дело по кассационной жалобе представителя МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г.Казани» Л.Т. Гарифуллиной на решение Приволжского районного суда г.Казани от 01 ноября 2011 года, которым постановлено:

Исковые требования Кочетковой Н.С. к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить.

Признать за Кочетковой Н.С. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Признать незаконным отказ Муниципального учреждения «Администрация Приволжского района Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» в принятии Кочетковой Н.С. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» принять Кочеткову Н.С. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г.Казани» Л.Т. Гарифуллиной, поддержавшей жалобу, возражения представителей Н.С. Кочетковой - В.К. Кочеткова и К.А. Кожевникова, представителя В.К. Кочеткова - Р.Г. Сафиуллиной, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Н.С. Кочеткова обратилась в суд с иском к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что истец, являясь ветераном Великой Отечественной войны, вдовой ветерана Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы и имея право на установленные Федеральным законом «О ветеранах» льготы, неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако ей неправомерно отказано в принятии на учет со ссылкой на умышленное ухудшение ею своих жилищных условий. Н.С. Кочеткова полагает данный отказ администрации района незаконным, поскольку в настоящее время обеспеченность жилой площадью одного человека, проживающего в занимаемой истцом квартире, менее установленной учетной нормы.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд иск удовлетворил, постановив решение в приведенной выше формулировке.

В кассационной жалобе представитель МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г.Казани» Л.Т. Гарифуллина просит отменить решение, указывая, что заявленные истцом требования уже являлись предметом рассмотрения Вахитовского районного суда г.Казани с вынесением соответствующего решения, которое вступило в законную силу и в настоящее время не отменено. При этом истцом не представлены доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, имевших место после вынесения Вахитовским районным судом г.Казани решения по аналогичным требованиям, которые имели бы значение для решения вопроса о возможности поставить истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.

Согласно пп.4 п.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии с пп.3 п.1 ст.15 указанного Закона участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Статья 21 Федерального закона «О ветеранах» предусматривает, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (пп.4 п.1).

Согласно ст.23.2 данного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:

2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

В силу п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Статьей ст.53 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Решением Казанской городской Думы от 01.11.2006 № 10-13 «Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Установлено, что Н.С. Кочеткова, 1917 года рождения, является ветераном-участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные статьями 14, 15 Федерального закона О ветеранах».

Согласно справке, выданной начальником отдела военного комиссариата РТ по Приволжскому и Вахитовскому районам г.Казани, Н.С. Кочеткова проходила службу в рядах Вооруженных Сил СССР с 20.12.1941 по 05.09.1942, из них в составе 169 ППО 7 Армии с 20.12.1941 по 05.09.1942.

Из материалов дела видно, что истец в 2010 году неоднократно обращалась в Исполнительный комитет г.Казани с письменными заявлениями о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако ей было отказано в принятии на учет в связи с тем, что уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного проживающего больше учетной нормы, в соответствии с которой производится постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно выписке из Распоряжения Главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г.Казани № 652 от 10.06.2011 Н.С. Кочетковой отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на умышленное ухудшение ею своих жилищных условий. В частности, указано, что в занимаемой истцом квартире <адрес> зарегистрированы четыре человека, в связи с чем обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет менее 12 кв.м. Однако до регистрации В.К.Кочеткова (до 29.09.2010) по указанному адресу обеспеченность общей площадью помещения на одного члена семьи была более учетной нормы, Н.С. Кочеткова не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий. Вышеуказанные изменения состава семьи произошли после принятия соответствующих изменений в Федеральный закон от 21.12.2009 № 327-Ф3.

Из выписки из домовой книги следует, что на регистрационном учете в квартире <адрес> состоят: Н.С. Кочеткова - с 03.11.2004, ее внук И.В. Кочетков - с 12.10.2005, его жена Л.М. Кочеткова - с 24.02.2005, сын истца В.К. Кочетков - с 13.05.2009 временная регистрация, с 29.09.2010 - постоянная.

При этом согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.02.2005 собственником указанной квартиры является В.К. Кочетков.

В письме первого заместителя Главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г.Казани № 2939/16 от 26.05.2011 указано, что 25.12.2010 В.К. Кочетков подарил 1/4 долю в праве общей долевой собственности, тем самым обеспечив нуждаемость Н.С. Кочетковой.

В соответствии с протоколом Межведомственной жилищной комиссии Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г.Казани от 20.05.2011 № 63 принятие Н.С. Кочетковой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не представляется возможным, так как в нарушение статьи 53 Жилищного кодекса РФ членами семьи истца совершено действие, в результате которого она может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Так, 25.12.2010 В.К. Кочетков и И.В. Кочетков на основании договоров дарения долей в праве общей долевой собственности на квартиру подарили каждый по 1/4 своей доли в квартире <адрес> М.Х. Кочетковой.

Принимая решение об удовлетворении заявленных Н.С. Кочетковой требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что факт дарения долей в праве собственности на жилое помещение третьими лицами не может расцениваться как намеренные действия по ухудшению жилищных условий истца, данные действия нельзя признать умышленными и направленными на создание искусственного ухудшения жилищных условий, поскольку семья истца уже с 2005 года проживала в квартире <адрес>, общей площадью 41,0 кв.м., в составе четырех человек.

Так, согласно пояснениям В.К. Кочеткова, отчуждение им доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес> носило вынужденный характер, обусловлено отсутствием возможности поддерживать данное жилое помещение в надлежащем состоянии, необходимостью несения бремени расходов по его содержанию, что является затруднительным, поскольку с 2004 года он постоянно проживает вместе с истцом в квартире <адрес>, где и был в дальнейшем зарегистрирован.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 19.04.2007 № 258-O-O, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданским прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

С учетом изложенного, городской суд принял правильное решение об удовлетворении исковых требований и признал незаконным отказ органа местного самоуправления в постановке истца на учет как участника Великой Отечественной войны, нуждающегося в мерах социальной поддержки по обеспечению жильем.

Решение суда соответствует требованиям материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые надлежащим образом исследованы и оценены.

Доводы, которые приведены представителем МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г.Казани» Л.Т. Гарифуллиной в кассационной жалобе, не влияют на правильность вынесенного судебного решения, поскольку они являлись предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Правового значения по делу они не имеют и выводов суда первой инстанции не опровергают.

В частности, в жалобе указывается, что заявленные истцом требования уже являлись предметом рассмотрения Вахитовского районного суда г.Казани с вынесением соответствующего решения, которое вступило в законную силу и в настоящее время не отменено.

Решением Вахитовского районного суда г.Казани от 25.04.2011 отказано в удовлетворении иска Н.С. Кочетковой о признании ее нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет нуждающейся в жилом помещении, ввиду того, что совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи истца составлял 17,95 кв.м. с учетом собственности зарегистрированных членов семьи. Вместе с тем, после вынесения данного решения уровень обеспеченности ее семьи жильем изменился ввиду безвозмездной передачи В.К. и И.В. Кочетковыми по 1/4 доле в праве собственности на квартиру <адрес>, обеспеченность жилой площадью одного человека, проживающего в занимаемой истцом квартире, стала менее установленной учетной нормы.

В связи с указанными изменениями жилищных условий Н.С. Кочеткова обратилась в МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г.Казани», однако Распоряжением Главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г.Казани № 652 от 10.06.2011 истцу повторно отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на умышленное ухудшение ею своих жилищных условий, что и стало основанием для обращения в Приволжский районный суд г.Казани.

Разрешая дело, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, исследовав и оценив все представленные доказательства, пришел к правильному выводу, что действия членов семьи истца не могут быть расценены как умышленное ухудшение своих жилищных условий. При этом поскольку в настоящее время обеспеченность жилой площадью одного человека, проживающего в занимаемой истцом квартире, менее установленной учетной нормы, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ является основанием для признания лица нуждающимся в жилом помещении, Н.С. Кочеткова имеет право на предоставление ей предусмотренных действующим законодательством мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 350, 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Приволжского районного суда г.Казани от 01 ноября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г.Казани» Л.Т. Гарифуллиной – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: