Судья А.М. Гильмутдинов Дело № 33-14569/11 Учет № 57 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 5 декабря 2011 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Г.А. Романовой, судей Е.А. Чекалкиной, Ю.Р. Мочаловой, с участием прокурора Ф.А. Бакировой, при секретаре Р.Ф. Сулейманове рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по кассационной жалобе муниципального казенного учреждения «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» на решение Московского районного суда г. Казани от 2 ноября 2011 года, которым постановлено: исковое заявление прокурора Московского района г. Казани в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Комитет по транспорту Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», муниципальному бюджетному учреждению «Автоматизированная система управления дорожным движением» и муниципальному казенному учреждению «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» об обязании устранить нарушения удовлетворить. Обязать муниципальное казенное учреждение «Комитет по транспорту Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», муниципальное бюджетное учреждение «Автоматизированная система управления дорожным движением» установить дорожный знак 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» со стороны улицы Короленко г. Казани вблизи МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Короленко, дом № 24. Обязать муниципальное казенное учреждение «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета образования г. Казани» установить зону искусственной неровности со стороны ул. Короленко, вблизи МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Короленко, дом № 24, установить зону искусственной неровности со стороны ул. Академика Королева, вблизи НОУ «Школа «Елена-Сервис», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Академика Королева, дом № 3 и установить зону искусственной неровности со стороны ул. Черноморская, вблизи МАДОУ «Центр развития ребенка № 236», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Чистопольская, д. 3а. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав выступления представителя муниципального казенного учреждения «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» Ю.Ю. Устькачкинцевой в поддержку жалобы, представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани А.Д. Зариповой, представителя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 236» Т.М. Салтыковой, прокурора Ф.А. Бакировой, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Московского района г. Казани, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, муниципальному казенному учреждению (далее – МКУ) «Администрация Московского и Кировского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» об обязании устранить нарушения. В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что вдоль дороги по ул. Короленко г. Казани располагается МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20», и у указанной школы со стороны ул. Короленко отсутствует зона искусственной неровности, а так же отсутствует дорожный знак 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход». Также установлено, что зоны искусственной неровности отсутствуют у НОУ «Школа «Елена-Сервис», расположенного по ул. Академика Королева г. Казани и у МАДОУ «Центр развития ребенка № 236», расположенного по ул. Чистопольская г. Казани. Полагал, что неисполнение органом местного самоуправления требований в области безопасности дорожного движения создает угрозу безопасности неопределенного круга лиц, а также несовершеннолетних, посещающих МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20», НОУ «Школа «Елена-Сервис» и МАДОУ «Центр развития ребенка № 236». Просил суд обязать ответчиков устранить выявленные нарушения в срок до 1 сентября 2011 года. Помощник прокурора Московского района г. Казани в судебном заседании заявленные требования поддержал. Представители ответчиков МКУ «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» и Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани в судебном заседании требования не признали. Ответчики – МКУ «Комитет по транспорту Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», МБУ «Автоматизированная система управления дорожным движением», а так же третьи лица – МУ «Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20», НОУ «Школа «Елена-Сервис» и МАДОУ «Центр развития ребенка № 236» в судебное заседание своих представителей не направили. Представитель третьего лица – ОГИБДД Управления МВД России по г.Казани с заявленными требованиями согласился. Решением суда требования прокурора удовлетворены. В кассационной жалобе МКУ «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Ссылается на то, что МКУ «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» действует в рамках полномочий, определенных Положением, и тех, которые ей были делегированы Исполнительным комитетом муниципального образования г.Казани. Все работы выполняются по смете и дополнительные денежные средства администрации не выделялись, кроме того, она не является органом, в чьи полномочия входит установка дорожных знаков и зон искусственной неровности. Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения. В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с Федеральным законом. Согласно статье 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в числе прочих, осуществление дорожной деятельности автомобильных дорог местного значения, также осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами субъекта Российской Федерации полномочиям органов местного самоуправления. На основании пункта 5 статьи 8 Устава Муниципального образования г. Казани к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Поселения, а также, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии законодательством Российской Федерации. Из материалов дела следует, что прокуратурой Московского района г. Казани проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в местах расположения дошкольных и образовательных учреждений на территории Московского района г. Казани. Проведенной совместно с сотрудниками ОГИБДД УВД по г. Казани проверкой установлено, что вдоль дороги по ул. Короленко г. Казани располагается МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20», и у указанной школы со стороны ул. Короленко отсутствует зона искусственной неровности, а так же отсутствует дорожный знак 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход». Также проверкой установлено, что зоны искусственной неровности отсутствуют у НОУ «Школа «Елена-Сервис», расположенного по ул. Академика Королева г. Казани, и у МАДОУ «Центр развития ребенка №236», расположенного по ул. Чистопольская г. Казани. Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани выделено 2 000 000 рублей Комитету по транспорту на увеличение муниципального задания МБУ АСУДД по установке дорожных знаков в текущем 2011 году за счет средств резервного фонда Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, что подтверждается постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани № 5316 от 14 сентября 2011 года «О выделении средств на установку дорожных знаков». Данным постановлением обязанность обеспечения целевого использования выделенных средств возложена на Комитет по транспорту Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность на Комитет по транспорту Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, МБУ АСУДД по установке дорожного знака 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» на участке автомобильной дороги по ул. Короленко, вблизи МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20». Решение суда в этой части не обжаловано. Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Одной из составляющих надлежащего состояния дорог является отсутствие выбоин, ям, просадок и иных повреждений на дорогах, а так же наличие дорожных знаков и технических средств, обеспечивающих безопасность дорожного движения. В соответствии с пунктом 6.2 ГОСТа Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», искусственную неровность устраивают перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками и др. Постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 11 мая 2007 года №890 «Об утверждении Регламента содержания объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети г. Казани», утвержден Регламент содержания объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети г. Казани (далее – Регламент), в соответствии с которым Регламент является ведомственным нормативным документом, который определяет порядок организации работ по содержанию объектов дорожного хозяйства городской улично-дорожной сети, единые неукоснительные для исполнения нормы и требования к их санитарно-техническому и транспортно-эксплуатационному состоянию, а также условия оценки качества и приемки работ на территории г. Казани. В соответствии с пунктом 2.10 Регламента муниципальный заказчик – орган муниципальной власти г. Казани, получатель бюджетных средств. В силу пункта 5.1 Регламента муниципальный заказчик обязан осуществлять постоянный технический надзор за организацией и проведением подрядными организациями работ по содержанию объектов дорожного хозяйства. Решением Казанской городской думы от 29 декабря 2010 года № 39-3 утверждено Положение о МКУ «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани». Согласно пункту 3.1.5 Положения администрация, как территориальный орган Исполнительного комитета г. Казани, выступает муниципальным заказчиком по контрактам, заключаемым на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в целях решения вопросов местного самоуправления на территории районов. 27 декабря 2010 года МУ «Администрация Московского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», заключен муниципальный контракт № 6, предметом которого являются работы по комплексному содержанию и ремонту улично-дорожной сети Московского района г. Казани в 2011 году. При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что исполнение обязанности по установлению зон искусственной неровности следует возложить на МКУ «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани». Доводы кассационной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика МКУ «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», выраженную представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда. Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Московского районного суда г. Казани от 2 ноября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального казенного учреждения «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: