О признании незаконным решения об отказе в выдаче стоимости путевок



Судья В.М. Иванов дело № 15717/11

учет № 52

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 декабря 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего Р.М. Нафикова,

судей И.В. Федотовой, Г.А. Сахиповой,

при секретаре судебного заседания А.С. Чугуновой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по кассационной жалобе А.А.Кахорова на решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 16 сентября 2011 года, которым А.А.Кахорову отказано в иске к Военному Комиссариату Республики Татарстан, отделу военного комиссариата Республики Татарстан по г. Елабуга и Елабужскому району о признании незаконным решения об отказе в выплате стоимости путевок, о взыскании компенсации за путевки за 2010 год, взыскании понесенных расходов на поездку.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Военного комиссариата Республики Татарстан – Э.А. Салахова, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

А.А.Кахоров обратился в суд с иском к отделу военного комиссариата Республики Татарстан по г.Елабуга и Елабужскому району Республики Татарстан, Военному комиссариату Республики Татарстан о признании незаконным решения об отказе в выплате стоимости путевок, взыскании стоимости путевок, взыскании расходов на поездку в войсковую часть.

В обоснование требований указывается, что он с 18 октября 2000 года по 09 апреля 2010 года проходил военную службу по контракту в Войсковой части полевая почта военной базы Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированной на территории Республики Таджикистан.

В связи с наличием у него, как военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, права получение один раз в год денежных средств для оплаты стоимости путевок детей в возрасте от 6 лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей в размере руб. на каждого ребенка, истец просил признать необоснованным отказ Военного комиссариата Республики Татарстан в удовлетворении его заявления и взыскать с ответчиков в его пользу компенсацию стоимости путевок за 2010 год в размере руб. на каждого ребенка, всего руб. и расходы на поездку для получения справки из военной части в размере руб.

Ответчик с иском не согласился.

В кассационной жалобе истец, выражая несогласие с вынесенным судебным постановлением, просит его отменить. Указывается на неправильное толкование судом положений пункта 2 Правил осуществления отдельных выплат военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, также офицерам, прапорщикам и мичманам к Постановлению Правительства Российской Федерации №911 от 31 декабря 2004 года. В связи с его увольнением из Вооруженных Сил Российской Федерации и снятием со всех видов довольствия, он должен быть отнесен к категории «иные лица».

Судебная коллегия считает решение подлежащим оставлению без изменения.

Согласно пунктам 4.1 и абзаца 1 пункта 5 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, один раз в год производится выплата для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от шести лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, в размере до 10 800 рублей на каждого ребенка.

Увеличение (индексация) максимального размера выплаты, установленного настоящим пунктом, производится в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, в которых определяются размер и сроки установления такого увеличения (индексации).

Порядок установления размера выплаты, предусмотренной настоящим пунктом, и порядок ее производства определяются Правительством Российской Федерации.

Права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2, 3, 4 и 4.1 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

Постановлением Правительства №911 от 31 декабря 2004 года утверждены Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абзаце 1 пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), члены семей военнослужащих - граждан во время отпуска, офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и члены их семей, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не более одного раза в год обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Судом установлено, что А.А.Кахоров уволен с военной службы по контракту, которую проходил в Войсковой части полевая почта военной базы Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированной на территории Республики Таджикистан в звании сержанта. В настоящее время он является получателем пенсии.

Разрешая данный спор и отказывая в удовлетворении заявленных им требований, суд первой инстанции исходил из вышеперечисленных норм материального права, и указал, что воинское звание сержант не относится к вышеперечисленным категориям военнослужащих, которым положены установленные законом выплаты.

Судебная коллегия считает данный вывод суда законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как правильно было указано судом, А.А.Кахоров уволен с военной службы в воинском звании «сержант» и соответственно к военнослужащим, перечисленным в п.5 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не относится.

Согласно Постановлению Правительства №911 от 31 декабря 2004 года, выплата ему положена, как военнослужащему, проходившему военную службу по контракту.

Доводы истца в кассационной жалобе о том, что в связи увольнением в запас он снят с денежного довольствия, поэтому относиться к иным лицам, которые имеют право на получение выплат, установленных пунктом 2 Правил осуществления отдельных выплат военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, отклоняются как несостоятельные, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Другие доводы о том, что Военный комиссариат РТ, отдел военного комиссариата РТ по г.Елабуга, являются надлежащими ответчиками по делу в части выплаты указанных выплат, также не могут быть приняты во внимание в качестве основания к отмене решения, поскольку, в соответствии с подпунктом 40 пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от 01 сентября 2007 года №1132 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» на военные комиссариаты возложена организация и проведение работы по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат, которым не предусмотрены соответствующие выплаты военнослужащим, уволенным с военной службы с должности «сержанта».

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возможности осуществления А.А. Кахоровым права на получение компенсации по оплате путевок детей, путем обращения за данной выплатой в воинскую часть, где проходил военную службу, как лицо, проходящее военную службу по контракту.

Судом первой инстанции все обстоятельства дела, доводы сторон и представленные ими доказательства надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено не противоречащее материальному и процессуальному закону решение.

Руководствуясь статьями 199, 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 16 сентября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу А.А. Кахорова – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи