о взыскании субсидии на приобрет жилья



Судья О.В. Вишневская дело № 33-14979/2011

учет № 57

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 декабря 2011 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,

судей Д.М. Насретдиновой и Р.Р. Насибуллина

при секретаре судебного заседания О.В. Кузьмине

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по кассационной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 15 ноября 2011 года, которым постановлено:

Иск Хадиулиной Разии Валимухаметовны удовлетворить.

Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств федерального бюджета <данные изъяты> рублей - сумму субсидии на приобретение по договору участия в долевом строительстве жилого помещения - <адрес> <адрес> - путем перечисления денежных средств на отдельной блокированный целевой счет категории "Жилье ветеранам", открытый на имя ФИО2 в ОАО "АК БАРС" Банк, для последующего перечисления указанной суммы ОАО "АК БАРС" Банком на расчетный счет цедента ФИО3 в ОАО "Банк Казанский" <адрес>.

Проверив материалы дела, выслушав Р.В. Хадиуллину и ее представителя А.Р. Хусаинову, возражавших удовлетворению кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Р.В. Хадиуллина обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании субсидии на приобретение жилья в размере <данные изъяты> рублей, указывая, что ее брат - ФИО2 как участнику Великой Отечественной войны, нуждающийся в улучшении жилищных условий, получил уведомление о предоставлении субсидии в сумме 943 200 рублей, в котором сообщалось о необходимости открыть счет в банке; согласно уведомлению в ОАО "Ак Барс Банк" на имя ФИО2 был открыт отдельный блокированный счет для перечисления указанной субсидии; в последующем ФИО2 заключил с ФИО3 и зарегистрировал в установленном порядке договор от ДД.ММ.ГГГГ уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, в отношении застройщика - ООО "Вавилон", однако ДД.ММ.ГГГГ умер.

На основании изложенного, ссылаясь на свои права как наследника И.В Гарипова, истица, уточнив иск, просила взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств федерального бюджета <данные изъяты> рублей путем перечисления их на отдельной блокированный целевой счет категории "Жилье ветеранам", открытый на имя И.В. Гарипова в ОАО "Ак Барс Банк", для последующего перечисления этой суммы на счет ФИО3.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен.

Третьи лица - ФИО3, представитель муниципального учреждения "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в судебное заседание не явились, извещены.

Суд иск удовлетворил.

В кассационной жалобе Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности. Указывает, что субсидия носит целевой характер и может быть использована только ее получателем - ФИО2 и в состав его наследство не входит, в территориальный орган свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение за получателем субсидии не представлено, соответственно, со смертью ФИО2 имевшееся перед ним обязательство по перечислению средств субсидии прекратилось.

Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года № 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан" определено, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья.

Пунктом 3 указанного Постановления предусмотрено, что функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Согласно пункту 2 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан (далее - Положение), утвержденного вышеназванным Постановлением, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидий устанавливается в размере 36 кв.м для таких категорий граждан, как инвалиды Великой Отечественной войны; участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.

В силу пунктов 6, 7 Положения Министерство финансов Республики Татарстан в двухдневный срок после получения информации о поступлении субвенций осуществляет перечисление средств Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в течение семи рабочих дней после поступления субвенций в порядке очередности граждан - получателей субсидий, определенной в пункте 4 настоящего Положения, в пределах поступивших средств формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан списки граждан, которым выделены субсидии.

На основании пункта 11 Положения, в целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в территориальный орган социальной защиты:

договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина;

договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий лицо из числа ветеранов, инвалидов, детей-инвалидов (получателя субсидии) жильем общей площадью не менее 18 квадратных метров.

В случае, если стоимость жилого помещения по договору превышает размер субсидии, недостающая сумма подлежит оплате за счет собственных средств гражданина.

Как следует из пунктов 13 и 14 Положения, после получения от территориального органа социальной защиты информации о представленных гражданами договорах Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан обеспечивает поступление денежных средств на счета соответствующих отделений уполномоченного банка с приложением реестров получателей субсидий по каждому отделению на электронном (формат ТХТ) носителе. В реестре должны указываться номер и дата платежного поручения и содержаться следующие данные получателя субсидии: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации, причитающаяся получателю сумма субсидии, номер текущего (банковского) счета.

Отделение уполномоченного банка не позднее трех рабочих дней с момента поступления средств на корреспондентский счет банка и реестра получателей субсидий зачисляет денежные средства на блокированные целевые лицевые счета получателей субсидий.

Уполномоченный банк после поступления денежных средств (субсидии) на счет получателя субсидии на основании письменного заявления получателя субсидии перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение.

Установлено по делу, что ДД.ММ.ГГГГ руководителем аппарата администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в адрес ФИО2 направлено уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилья в размере <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ в ОАО "Ак Барс Банк" на имя ФИО2 открыт отдельный блокированный целевой счет для целей зачисления субсидии.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО3 заключен договор уступки прав требования по строительству квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, секция 3 на первом этаже строящегося многоквартирного трехэтажного дома (<адрес>.

Пунктом 3.2 договора предписано, что уступаемые права и обязанности по участию в строительстве указанной квартиры оцениваются сторонами в <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> рублей будут выплачены за счет субсидии из федерального бюджета в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ путем перечисления с блокированного целевого счета категории "Жилье ветеранам", открытого на имя ФИО2, на счет ФИО3.

Договор в установленном законом порядке зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер.

Из представленной суду первой инстанции справки нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ следует, что наследником ФИО2 является ФИО10.

Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

С учетом изложенного, несмотря на то, что право на получение субсидии на приобретение жилья неразрывно связано с личностью получателя субсидии, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в сложившейся ситуации имущественные права требовать перечисления денежных средств из федерального бюджета, фактически выделенных, но не зачисленных на блокированный счет получателя субсидии для дальнейшего перевода на счет цедента по договору уступки права требования, перешли к наследнику ФИО2, каковым и является истица.

С данным выводом суда первой инстанции Судебная коллегия соглашается, поскольку ФИО2 при жизни реализовал предоставленное ему право на приобретение жилья за счет выделенной государством субсидии, в связи с чем Министерство финансов Российской Федерации также исполнило свои обязательства в полном объеме, выделив на него субсидию в установленном размере.

В этой связи, учитывая, что именно ответчик в нарушение положений Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ за "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан" не произвел перечисление денежных средств на отдельной блокированный целевой счет, открытый на имя ФИО2 в ОАО "Ак Барс Банк", для последующего перечисления этой суммы на счет ФИО3, решение суда о взыскании с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан субсидии в размере <данные изъяты> рублей в оплату по договору уступки прав требования является законным и обоснованным.

Довод кассационной жалобы о том, что в территориальный орган социальной защиты не представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, не влияет на правильность разрешения спора.

Заключенный между ФИО2 и ФИО3 договор уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о реализации ФИО2 права на приобретение жилья за счет субсидии. Отсутствие регистрации права собственности на жилое помещение в рамках данного договорного обязательства правового значения для разрешения заявленного вопроса не имеет.

По этим же мотивам не является состоятельным, как основание для отмены решения суда, довод ответчика в кассационной жалобе о том, что субсидия носит целевой характер и может быть использована только получателем - ФИО2, поскольку, исходя из условий договора, право на приобретение жилья за счет субсидии ФИО2 реализовано при его жизни и, в силу изложенного, факт его последующей смерти не может повлиять на обязанность ответчика перечислить денежные средства (субсидию) на блокированный целевой счет получателя субсидии для последующего перечисления на счет контрагента по договору.

Утверждение в кассационной жалобе о том, что средства субсидии не могут входить в открывшееся после смерти ФИО2 наследство, отклоняются, поскольку предметом спора является не вопрос о включении средств субсидии в состав наследства, а спор о правомочиях наследника требовать от должного лица исполнения возникшего обязательства.

При таком положении Судебная коллегия полагает, что значимые для спора обстоятельства, доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, а постановленное им решение не противоречит материальному и процессуальному законам.

Руководствуясь статьями 360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 15 ноября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи