Судья Э.М. Хакимова дело № 33-14691/2011 учет № 57 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 12 декабря 2011 года город Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина, судей Д.М. Насретдиновой и Р.Р. Насибуллина при секретаре судебного заседания О.В. Кузьмине рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по кассационной жалобе ООО "ДСФ "Айнур" на решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 8 ноября 2011 года, которым постановлено: Иск Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к обществу с ограниченной ответственностью "Дорожно-строительная фирма "Айнур" о приостановлении деятельности асфальтобетонной установки удовлетворить. Приостановить эксплуатацию обществом с ограниченной ответственностью "Дорожно-строительная фирма "Айнур" асфальтобетонной установки "ДС-158", расположенной на территории промышленной площадки по адресу: <адрес>, до полного устранения обществом с ограниченной ответственностью "Дорожно-строительная фирма "Айнур" всех нарушений правил охраны атмосферного воздуха и до полного устранения нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Проверив материалы дела, выслушав представителей ООО "ДСФ "Айнур" - А.А. Хузина и И.З. Каюмова, поддержавших кассационную жалобу, представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан - Т.А. Барсукову, возражавшую удовлетворению кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Дорожно-строительная фирма "Айнур" (далее - ООО "ДСФ "Айнур") о приостановлении деятельности по эксплуатации асфальтобетонной установки "ДС-158", указывая, что данная деятельность осуществляется с нарушениями требований законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности, на пыле-, газоулавливающие приспособления в вышеназванной установке отсутствует разработанный и зарегистрированный паспорт, выбросах в воздух вредных (загрязняющих) веществ производятся с превышением предельно допустимой концентрации и без получения разрешения, также имеют место сбросы загрязняющих веществ на прилегающую территорию вне промышленной зоны на основании разрешения Управления Ростехнадзора по Республике Татарстан с истекшим сроком действия. За допущенные нарушения ответчик, его должностные лица привлекались к административной ответственности, также в их адрес выдавались государственными контролирующими органами представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, тем не менее ответчик выявленные нарушения не устранил, продолжает осуществлять свою деятельность на прежних условиях. Ссылаясь на изложенное и уточнив требования, истец просил приостановить эксплуатацию ответчиком асфальтобетонной установки "ДС-158", расположенной на территории промышленной площадки по адресу: <адрес>, до полного устранения всех нарушений правил охраны атмосферного воздуха и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Представитель ответчика иск не признал. Суд иск удовлетворил. В кассационной жалобе ООО "ДСФ "Айнур" просит решение суда отменить по мотиву его незаконности и необоснованности. Указывает при этом, что деятельность ответчика соответствует государственным санитарно-эпидемиоло-гическим правилам и нормативам, о чем свидетельствует соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, как утверждает заявитель, суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства ответчика о проведении независимой судебной экологической экспертизы. Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит. В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Основные требования к охране окружающей среды, одним из компонентов которой является и атмосферный воздух, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности установлены Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". На основании пункта 4 статьи 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Таким образом, наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. На основании пункта 2 статьи 34 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Как видно из материалов дела, ООО "ДСФ "Айнур" на территории промышленной зоны, расположенной по адресу: Республики Татарстан, <адрес>, осуществляет деятельность по производству асфальта с использованием асфальтобетонной установки "ДС-158". Согласно протоколу КХА № от ДД.ММ.ГГГГ Центральной специализированной инспекции аналитического контроля Минэкологии Республики Татарстан по результатам анализа атмосферного воздуха на территории промышленной зоны, занимаемой ответчиком по вышеуказанному адресу, выявлено превышение предельно допустимой концентрации по взвешенным веществам. Установлено, что в связи с деятельностью по использованию асфальтобетонной установки "ДС-158" на промышленной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, ответчик и его должностные лица (генеральный директор, заместитель) привлекались неоднократно к административной ответственности, в том числе по статье 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил охраны атмосферного воздуха, а именно, по части 1 - в силу фактов зафиксированных 22 и ДД.ММ.ГГГГ выбросов в атмосферный воздух вредных веществ (оксидов углерода и азота, углеводородов, пыли неорганической) без получения на то специального разрешения, по части 3 - согласно факту выявленной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ эксплуатации асфальтобетонной установки "ДС-158" с пыле-, газоулавливающими приспособлениями, на которые не разработаны и не зарегистрированы паспорта, а также по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, ис-пользовании, обезвреживании, транспортировании, размещении, ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - по факту установленного ДД.ММ.ГГГГ сброса поливомоечных и иных вод с территории предприятия неорганизованным стоком на рельеф прилегающей местности на основании разрешения Управления Ростехнадзора по Республике Татарстан с истекшим с ДД.ММ.ГГГГ сроком действия. По обстоятельствам названных выше нарушений в адрес ответчика и лиц, занимающих в нем руководящие должности, вынесены Центральным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан представления от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, а также на ответчика оформлен Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан протокол от ДД.ММ.ГГГГ о временном запрете деятельности. Кроме того, на основании приказа Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № признаны недействительными предусмотренные для ООО "ДСФ "Айнур" по заключению № № от ДД.ММ.ГГГГ нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Также с ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан приостановлено действие санитарно-эпидемиологического заключения № № от ДД.ММ.ГГГГ по проекту нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, определенных ООО "ДСФ "Айнур" для производства асфальто-бетонной смеси. Постановлением судьи Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ ООО "ДСФ "Айнур" признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 6.3 КоАП Российской Федерации, а именно, нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиени-ческих и противоэпидемических мероприятий, в связи с выявленным ДД.ММ.ГГГГ по месту производства асфальта с использованием асфальтобетонной установки "ДС-158" (<адрес>) превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ (азота диоксида, углерода и углеводородов), и привлечено к административной ответственности в виде приостановления деятельности сроком на 60 суток. При таких данных, оценив все имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом его статей 59 и 60, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым соглашается и Судебная коллегия, о том, что деятельность по эксплуатации асфальтобетонной установки "ДС-158" на территории промышленной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, осуществляется ООО "ДСФ "Айнур" с нарушением правил охраны атмосферного воздуха и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологическо-го благополучия населения, соответственно, создает угрозу жизни и здоровью людей, наносит существенный вред состоянию и качеству окружающей среды. В силу изложенного следует признать законным и обоснованным принятое судом первой инстанции по делу решение об удовлетворении исковых требований и приостановлении деятельности ответчика по эксплуатации асфальтобетонной установки, являющейся источником загрязнения атмосферного воздуха и иных компонентов окружающей среды, до полного устранения выявленных нарушений законодательства. Утверждение, приведенное ответчиком в кассационной жалобе, о том, что его деятельность соответствует действующим на территории Российской Федерации санитарно-эпидемиологическим стандартам, о чем свидетельствует санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ, не является состоятельным, поскольку, как установлено по делу, действие названного заключения приостановлено с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, совокупностью представленных доказательств, правовая оценка которым дана в решении суда, подтверждаются допущенные ответчиком нарушения законодательства по охране атмосферного воздуха, а также в области обеспечения санитарно-эпидемиоло-гического благополучия населения. Доказательств, опровергающих приведенные выводы, ответчиком суду не представлено. Отклоняется также довод в кассационной жалобе о том, что необоснованно по делу было отказано судом в удовлетворении ходатайства ответчика о проведении независимой судебной экологической экспертизы, поскольку, исходя из имеющихся в деле материалов и оценки, данной им в судебном решении, доказанность выводов суда относительно обстоятельств, значимых для правильного разрешения спора, не вызывает сомнений. Таким образом, судом по делу постановлено обоснованное, законное решение, оснований для отмены которого по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьями 360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 8 ноября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорожно-строитель-ная фирма "Айнур" - без удовлетворения. Председательствующий Судьи