о понуждении к совершению действий



Судья Р.Р. Ахметов дело № 33-15322/2011

учет № 57

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 декабря 2011 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,

судей Д.М. Насретдиновой, Р.Р. Насибуллина

при секретаре судебного заседания О.В. Кузьмине

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по кассационной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 14 ноября 2011 года, которым постановлено:

Заявление прокурора г. Набережные Челны удовлетворить.

Обязать государственное казенное учреждение «Комплексный центр подготовь кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан» обеспечить ребенка-инвалида Кирилла Алексеевича Красуцкого, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ортопедической обувью (сложная на теплом и холодном подкладах) в количестве 4 пар и санаторно-курортной путевкой.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор города Набережные Челны Республики Татарстан в интересах несовершеннолетнего К.А. Красуцкого обратился в суд с заявлением к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в лице Управления социальной защиты в городе Набережные Челны о возложении обязанности обеспечить ребенка-инвалида средствами технической реабилитации и реабилитационными мероприятиями.

В обоснование заявления указал, что в ходе проведенной проверки выявлено невыполнение ответчиком требований законодательства по социальной поддержке инвалидов, в отношении ребенка-инвалида К.А. Красуцкого.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации К.А. Красуцкий подлежит обеспечению санаторно-курортным лечением, ортопедической обувью, туторами на оба голеностопных сустав, однако в удовлетворении заявления законного представителя о предоставлении указанных средств и мероприятий ответчиком было отказано, в результате чего были нарушены права ребенка-инва-лида на социальное обеспечение.

На основании изложенного, прокурор просил обязать ответчика обеспечить К.А. Красуцкого ортопедической обуви (сложной на теплом и холодном подкладах) в количестве 4 пар, туторами на оба голеностопных сустава, санаторно-курортной путевкой.

В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика по делу было привлечено ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан".

Прокурор от требований в части туторов отказался.

Законный представитель К.А. Красуцкого - Г.В. Красуцкая требования прокурора поддержала.

Представитель ответчика иск не признал.

Представитель ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" в суд не явился, извещен.

Суд заявление удовлетворил.

В кассационной жалобе Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности. Указывается, что полномочия по обеспечению заявителей-инвалидов техническими средствами реабилитации возложены на государственное казенное учреждение "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан", производятся по мере поступления денежных средств, однако названное учреждение судом к участию в деле в качестве надлежащего ответчика не привлечено.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга ли или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в статье 10 предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

При этом указано, что Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно частям 1 - 12, 14 статьи 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Техническими средствами реабилитации инвалидов являются:

специальные средства для самообслуживания;

специальные средства для ухода;

специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;

специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;

протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);

специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь;

специальные средства для передвижения (кресла-коляски).

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

В Федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, предусмотрены как реабилитационные мероприятия, так и технические средства реабилитации, в том числе, требуемые ортопедическая обувь, а также санаторно-курортное лечение.

Обеспечение инвалидов реабилитационными средствами и мероприятиями осуществляется в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240.

Согласно пунктам 2 - 4 данных Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании их заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи соответствующего заявления.

Судом установлено, что К.А.Красуцкий, 12 ноября 2003 года рождения, является ребенком-инвалидом и имеет индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида, включающую санаторно-курортное лечение неврологического профиля 1 раз в год, обеспечение ортопедической обувью (сложная на теплом и холодном подкладах) 4 пары в год, туторами на оба голеностопных сустава.

ДД.ММ.ГГГГ законный представитель ФИО8 обратилась с заявлением в Фонд социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о предоставлении санаторно-курортной путевки, а ДД.ММ.ГГГГ - в ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" о предоставлении ребенку ортопедической обуви, туторов на оба голеностопных сустава, однако в удовлетворении указанных заявлений было отказано.

В последующем ФИО8 были выданы тутора на оба голеностопных сустава.

В начале 2011 года Министерство здравоохранения Республики Татарстан предоставило Г.В. Красуцкой и ее ребенку К.А. Красуцкому санаторно-курорт-ную путевку в специализированный детский психоневрологический санаторий.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 126-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан, в соответствии которым Правительству Республики Татарстан передана часть федеральных полномочий по бесплатному обеспечению лиц, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации, включенными в Федеральный перечень.

При этом Правительство Республики Татарстан подтвердило, что федеральные полномочия, переданные в соответствии с данным Соглашением, будут осуществляться Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Согласно пунктам 2.3.3.1, 2.3.3.3 Устава ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" указанное учреждение предоставляет инвалидам в порядке, определяемом Правительством Республики Татарстан, по их личным заявлениям (лиц, предоставляющих их интересы) о предоставлении технических средств реабилитации и предоставление услуг по санаторно-курортному лечению.

Таким образом, с 1 января 2011 года предоставление инвалидам соответствующих средств реабилитации осуществляет Правительство Республики Татарстан в лице Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, следовательно, обязанность по обеспечению К.А. Красуцкого соответствующими средствами реабилитации возложено также на ответчика.

При этом, поскольку обязанность по оказанию мер социальной защиты инвалидам делегировано ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан", то, исходя из заявленных требований, суд пришел к правильному выводу, что исполнение данных обязанностей в рамках рассматриваемого спора может быть возложена и на данное учреждение.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется по мере поступления денежных средств, также является не состоятельным, как основание для решения суда, поскольку право инвалида на получение технических средств реабилитации, предусмотренное федеральным законом, не должно ставиться в зависимость от проведения государственными органами и учреждениями мероприятия по их получению.

Таким образом, следует признать, что решение суда требованиям закона не противоречит, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств.

Нормы материального права к сложившимся отношениям сторон применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Оснований для отмены вынесенного решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 14 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи