Судья Е.В. Зыбунова дело № 33-15459/2011 учет № 54 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 26 декабря 2011 года город Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина, судей Д.М. Насретдиновой и Р.Р. Насибуллина при секретаре судебного заседания О.В. Кузьмине рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по кассационной жалобе Л.М. Баканова на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 ноября 2011 года, которым в удовлетворении заявления прокурора Советского района города Казани Республики Татарстан, действующего в интересах Баканова Льва Михайловича, к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и Министерству здравоохранения Российской Федерации о замене транспортного средства отказано. Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Ф.А. Бакировой, полагавшую решение суда незаконным и необоснованным, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Советского района города Казани Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в интересах Л.М. Баканова к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстане и Министерству здравоохранения Республики Татарстан о защите прав инвалида, указав, что Л.М. Баканов как участник Великой Отечественной войны, ставший инвали<адрес> группы по общему заболеванию, получает меры социальной поддержки, в ДД.ММ.ГГГГ ему был предоставлен автомобиль <данные изъяты> как техническое средство реабилитации, при этом в ДД.ММ.ГГГГ в связи со снятием данного автомобиля с учета в связи с утилизацией по вопросу бесплатной замены транспортного средства он обратился в отдел социальной защиты Советского района города Казани Республики Татарстан, однако в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на утрату силы с 1 января 2005 года нормоположения Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", предусматривающего бесплатное обеспечение инвалидов войны транспортными средствами. Полагая данное решение незаконным, прокурор просил суд возложить на ответчиков обязанность произвести бесплатную замену Л.М. Баканову автомобиля либо взыскать в его пользу денежную компенсацию в счет льготы. Прокурор в судебное заседание не явился, извещен. Л.М. Баканов заявление поддержал. Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстане иск не признал. Министерство здравоохранения Республики Татарстан явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено. Представитель третьего лица - Министерства финансов Российской Федерации с иском не согласилась. Суд в удовлетворении иска отказал. В кассационной жалобе Л.М. Баканов, ссылаясь на незаконность решения суда, ставит вопрос о его отмены. Указывает, что оснований для постановки его на учет в органах социальной защиты для бесплатного обеспечения транспортным средством до ДД.ММ.ГГГГ не имелось, поскольку автомобиль, предоставленный ему в 1987 году, снят с регистрационного учета только в 2008 году. Кроме того, по делу заявлялся вопрос о замене, а не о предоставлении автомобиля. Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ "О ветеранах" инвалиды войны при наличии медицинских показаний (инвалиды войны 1 группы по зрению или без обеих рук - без медицинских показаний) имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливались Правительством Российской Федерации. В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 14 марте 1995 года №244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно" для обеспечения инвалидов, имевших право на бесплатное получение автомобиля, использовались автомобили марки "Ока", "Таврия", выдаваемые сроком на семь лет. При этом пунктом 28 статьи 63 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 1 января 2005 года признан утратившим силу подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах". Частью 1 статьи 153 того же Федерального закона определено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ не реализовано право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года №685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года №670 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами". Перечисленными нормативно-правовыми актами предусматривается, что в 2008 - 2009 годах проживающие на территории Российской Федерации инвалиды - граждане Российской Федерации и состоящие на 1 января 2005 года на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере ста тысяч рублей. Исходя из положений приведенных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства (в том числе по истечении семилетнего срока эксплуатации) возникло до 1 января 2005 года, основным условием для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 года. Как следует из материалов дела, Л.М. Баканов, ДД.ММ.ГГГГ рождения, получает меры социальной поддержки как участник Великой Отечественной войны, ставший инвалидом 2 группы по общему заболеванию, в частности, в ДД.ММ.ГГГГ году в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством ему был предоставлен бесплатно сроком на семь лет в качестве технического средства реабилитации автомобиль <данные изъяты>, который ДД.ММ.ГГГГ в связи с утилизацией снят с регистрационного учета. Установлено также, что с ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Л.М. Баканов в органах социальной защиты населения на учете по обеспечению транспортным средством не находился, с заявлением о постановке на такой учет не обращался. При таких данных, поскольку по делу отсутствует определяющее, исходя из вышеназванного правового регулирования, условие для реализации инвалидом права на бесплатное получение транспортного средства, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований. С такими выводами суда первой инстанции соглашается и Судебная коллегия. Довод Л.М. Баканова в кассационной жалобе о том, что автомобиль, предоставленный ему в ДД.ММ.ГГГГ в качестве средства технической реабилитации, был снят с регистрационного учета в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем до 1 января 2005 года не имелось оснований для его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты, отклоняется как не влияющий на правильность разрешения спора в рамках правового регулирования, вытекающего из Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года №685, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года №670. Ссылка Л.М. Баканова в кассационной жалобе на то, что им заявлялся вопрос о замене, а не о предоставлении автомобиля, отклоняется за не состоятельностью, как основание для отмены решения суда, поскольку заявленный по делу спор сводится к вопросу об обеспечении инвалида транспортным средством в качестве средства реабилитации. Дело рассмотрено в пределах заявленного требования, при этом значимые для спора обстоятельства, доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, постановленное им решение не противоречит материальному и процессуальному законам. Руководствуясь статьями 360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 ноября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Л.М. Баканова - без удовлетворения. Председательствующий Судьи