о перерасчете пенсии.



Судья Д.С. Ушпаева Дело № 33-15186/2011

Учет № 27

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 декабря 2011 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Та­тарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,

судей Д.М. Насретдиновой и Р.Р. Насибуллина,

при секретаре О.В. Кузьмине,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретди-новой Д.М. гражданское дело по кассационной жалобе Котенко Н.И. на реше­ние Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17 нояб-ря 2011 года, которым постановлено:

исковые требования Котенко Н.И. к Управлению Пенсионного фонда Рос-сийской Федерации в г.Набережные Челны о перерасчете и взыскании недопо-лученной суммы пенсии оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслу­шав объяснения истицы в поддержку доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Котенко Н.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан о пере-расчете и взыскании недополученной суммы пенсии.

В обоснование своих требований истица указала, что с 20 августа 2009 года она является получателем пенсии по старости. При этом ответчиком при наз-начении пенсии неверно произведен расчет суммы пенсионного капитала. Так, сумма расчетного пенсионного капитала состоит из страховых взносов на стра-ховую часть трудовой пенсии, уплаченных после 1 января 2002 года и расчет-ного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 года, полученного при конвертации пенсионных прав.

В 2009 году к сроку назначения пенсии страховая часть индексировалась дважды: с 1 апреля на коэффициент <данные изъяты> и с 1 августа на коэффициент <данные изъяты>. Истица неоднократно обращалась в отделение Пенсионного фонда с заявлени-ем о перерасчете пенсии, однако данные обращения были оставлены ответчи-ком без удовлетворения. По мнению истицы, сумма недополученной пенсии с учетом правильного применения индексации пенсионного капитала составляет <данные изъяты>. Разница за весь период с 20 августа 2009 года по нас-тоящее время недополученной суммы составляет <данные изъяты>. По-этому Котенко Н.И. просила суд возложить на ответчика обязанность по пере-расчету пенсии с учетом приведенных выше коэффициентов индексации тру-довой пенсии без заявительной корректировки работающего пенсионера с 1 августа каждого года согласно Постановлению от 30 июня 2009 года, а также взыскать с ответчика недополученную сумму пенсии за весь период с 20 августа 2009 года по день подачи искового заявления в размере <данные изъяты>, расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>

В ходе рассмотрения дела истица уточнила размер недополученной сумму пенсии, просила взыскать с ответчика <данные изъяты>.

Суд в удовлетворении исковых требований отказал и вынес решение в вышеприведенной формулировке.

В кассационной жалобе истицей ставится вопрос об отмене принятого су- дом решения по мотиву его незаконности и необоснованности, при этом ею приводятся те же доводы, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции. В частности, указывается на ошибки в произведенном расчете индексации пен-сионного капитала.

Судебная коллегия оснований для отмены приятого судом решения не на-ходит.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «Об обязательном пен-сионном страховании в Российской Федерации» индексация расчетного пен- сионного капитала осуществляется в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункту 11 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» индексация расчетного пенсионного капитала, необхо-димого для определения страховой части трудовой пенсии по старости произ-водится применительно к порядку предусмотренному пунктом 6 статьи 17 нас-тоящего Федерального закона, за весь период, начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.

В соответствии с пунктом 6 статьи 17 указанного выше закона размер стра-ховой части трудовой пенсии по старости и размеры трудовой пенсии по инва-лидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксиро-ванный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости и трудо-вых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца) индексируются в следующем порядке:

1) при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6 про-центов – один раз в три месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым ме-сяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября;

2) при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6 процентов за каждое полугодие – один раз в шесть месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась индексация в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта;

3) в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6 про-центов – один раз в год с 1 февраля, если в течение года не производилась индексация в соответствии с подпунктами 1 и 2 настоящего пункта;

4) коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Правительством Российской Федера-ции исходя из уровня роста цен за соответствующий период;

5) в случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации превысит суммарный коэффициент произведенной ин-дексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кор-мильца за этот же год (подпункты 1-3 настоящего пункта), с 1 апреля следу-ющего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на разницу между годовым ин-дексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и ука-занным коэффициентом. При этом дополнительное увеличение размера страхо-вой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по ин-валидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (с учетом ранее произведенной индексации) не может превышать индекс роста доходов бюд-жета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенси-онера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Как видно из материалов дела, с 20 августа 2009 года истица является по-лучателем трудовой пенсии по старости в размере <данные изъяты>.

При назначении пенсии истице по состоянию на 20 августа 2009 года была произведена индексация ее расчетного пенсионного капитала с 1 января 2002 года, размер которой составил <данные изъяты>.

Расчет суммы индексации пенсионного капитала произведен ответчиком по формуле: РП = СК х ЗР/ЗП x СЗП, где

СК – стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной про-должительности, но не более чем на 0,20;

ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 – 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обяза-тельного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующи-ми работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

ЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период.

СЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за пери-од с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров го- сударственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации <данные изъяты>.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица с среднеме-сячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР учитывается в размере не свыше 1,2.

Расчетный размер трудовой пенсии истицы составляет:

РП = <данные изъяты> = <данные изъяты>.

<данные изъяты> – стажевый коэффициент (стаж работы истицы на 1 января 2002 года составляет 27 лет 7 месяцев 23 дня; 0,55 % берется за 20 лет требуемого обще-го стажа + 0,07 % за каждый полный год общего стажа сверх 20 лет).

Величина расчетного пенсионного капитала Котенко Н.И. по состоянию на 1 января 2002 года составляет:

ПК = (<данные изъяты><данные изъяты>) х <данные изъяты> = <данные изъяты>.

Согласно расчету истицы величина РПК составляет <данные изъяты>, разница <данные изъяты> связана с тем, что при расчете расчетного размера трудовой пенсии РП истицей не была округлена сумма до десятых (до рублей и копеек).

При назначении пенсии истице по состоянию на 20 августа 2009 года была произведена индексация ее расчетного пенсионного капитала с 1 января 2002 года по 20 августа 2009 года, размер которой составил <данные изъяты>

Разрешая спор и отказывая истице в удовлетворении заявленных требо-ваний, суд пришел к обоснованному выводу о том, что при расчете индекса- ции расчетного пенсионного капитала Котенко Н.И. необоснованно произведе-на индексация на коэффициент <данные изъяты>, тогда как указанный коэффициент индек-сации страховой части трудовой пенсии является составной частью коэффици-ента индексации расчётного пенсионного капитала застрахованных лиц утвер-жденного по состоянию на 1 января 2008 года в размере <данные изъяты> в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2009 года № 248.

При этом коэффициент индексации расчётного пенсионного капитала оп-ределен с учетом индексации страховой части трудовой пенсии с 1 августа 2008 года – <данные изъяты> и с 1 апреля 2009 – <данные изъяты>.

Доводы кассационной жалобы истицы о несогласии с указанными выво-дами суда первой инстанции нельзя признать обоснованными.

Проверив порядок и расчет назначенной истице пенсии, суд пришел к обоснованному выводу о том, что пенсия Котенко Н.И. исчислена правильно, в строгом соответствии с действующим пенсионным законодательством.

Как правильно указал в своем решении суд первой инстанции, на момент обращения истицы с заявлением о назначении пенсии сумма страховых взно-сов, с учетом индексаций, отраженная на индивидуальном лицевом счете Ко-тенко Н.И. по состоянию на 20 августа 2009 года составила <данные изъяты>.

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица формируется и хранится в Пенсионном фонде Российской Федерации. Индексация расчетно- го пенсионного капитала, рассчитанного по начисленным страховым взносам, происходит в автоматическом режиме.

Поскольку индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется применительно к порядку, установленному для индексации страховой части трудовой пенсии, расчетный пенсионный капитал увеличивается на те же ин-дексы, что и страховая часть трудовой песни.

В целях предотвращения обесценивания страховых взносов, поступивших в течение года, их необходимо увеличить на коэффициенты индексации стра-ховой части трудовой пенсии следующего года и ее дополнительное увеличе-ние в последующем году.

Поскольку показателем индексации является рост цен, среднемесячной заработной платы в стране и доходов Пенсионного фонда Российской Федера-ции, который определяется через сравнение соответствующих годовых показа-телей (рост цен, среднемесячной заработной платы в стране и доходов ПФР за 2002 год сравниваются с соответствующими показателями за 2001 год, за 2003 год – с соответствующими показателями за 2002 год и т.д.), то расчетный пен-сионный капитал с учетом страховых взносов, поступивших в истекшем году, может индексироваться с учетом индекса роста среднемесячной заработной платы в стране и роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в текущем году.

Поскольку такой индекс может быть определен только по истечении года, индексации страховых взносов, поступивших в истекшем году и, следователь-но, расчетного пенсионного капитала, одной из составляющих которого явля-ются указанные страховые взносы, возможно не ранее, чем в будущем году.

В связи с этим принимаются соответствующие постановления Правитель-ства Российской Федерации об индексации пенсионного капитала по состо-янию на 1 число предшествующего года.

При указанных обстоятельствах следует признать, что доводы истицы Ко-тенко Н.И. основаны на неверном толковании норм действующего законода-тельства и не могут повлечь за собой отмену решения суда.

Изложенные в жалобе истицы доводы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Граждан-ского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17 ноября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Котенко Н.И. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: