об обязании обнспечит инвалида средми технич реабилитации



Судья Л.В. Абульханова дело № 33-15167/2011

учет № 57

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 декабря 2011 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,

судей Д.М. Насретдиновой, Р.Р. Насибуллина

с участием прокурора М.З. Сулейманова

при секретаре судебного заседания О.В. Кузьмине

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по кассационной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 ноября 2011 года, которым постановлено:

Иск прокурора города Набережные Челны, действующего в интересах Землянковой Ании Ахунзяновны, удовлетворить.

Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ обеспечить Землянкову Анию Ахунзяновну техническими средствами реабилитации инвалида в виде ходунков, кресла-стула с санитарным оснащением, костылей.

Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Набережные Челны Республики Татарстан в интересах А.А. Землянковой обратился в суд с заявлением к Управлению социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в городе Набережные Челны о возложении обязанности обеспечить инвалида средствами технической реабилитации, указав при этом, что А.А. Землянкова, 1941 года рождения, является инвалидом, ей разработана индивидуальная программа реабилитации, в соответствии с которой она должна быть обеспечена техническими средствами реабилитации в виде ходунков, кресла-стула с санитарным оснащением и костылей, однако ответчик в удовлетворении заявления А.А. Землянковой, поданного ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении перечисленных выше средств технической реабилитации отказал, что повлекло нарушение права инвалида на получение социального обеспечения.

В ходе рассмотрения дела согласно заявлению истца произведена замена ответчика на надлежащего ответчика - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Прокурор Р.Г. Закирова заявление поддержала.

Представитель ответчика А.В. Кутявин заявление не признал.

Третье лицо государственное казенное учреждение "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и рассмотрении дела извещено.

Суд иск удовлетворил.

В кассационной жалобе Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности. Указывается, что полномочия по обеспечению заявителей-инвалидов техническими средствами реабилитации возложены на государственное казенное учреждение "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан", производятся по мере поступления денежных средств, однако названное учреждение судом к участию в деле в качестве надлежащего ответчика не привлечено.

Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга ли или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в статье 10 предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

При этом указано, что Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно частям 1 - 12, 14 статьи 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Техническими средствами реабилитации инвалидов являются:

специальные средства для самообслуживания;

специальные средства для ухода;

специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;

специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;

протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);

специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь;

специальные средства для передвижения (кресла-коляски).

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

В Федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года за № 2347-р, предусмотрены как реабилитационные мероприятия, так и технические средства реабилитации, в том числе, требуемые костыли, ходунки, кресло-стул с санитарным оснащением.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240.

Согласно пунктам 2 - 4 данных Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании их заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи соответствующего заявления

Судом установлено, что А.А. Землянкова, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом группы по общему заболеванию, о чем выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ серии МСЭ-207 .

Согласно разработанной филиалом федерального государственного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан" индивидуальной программе реабилитации А.А. Землянкова нуждается в предоставлении средств реабилитации в виде ходунков, кресла-стула с санитарным оснащением, а также костылей.

Заявление А.А. Землянковой от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении указанных средств ответчиком отклонено.

При таком положении, удовлетворяя заявленные прокурором в интересах А.А. Землянковой требования, суд исходил из того, что ответчиком не выполнены обязательства по обеспечению заявителя-инвалида требуемыми техническими средствами реабилитации и, тем самым, нарушен Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

С таким выводом суда первой инстанции соглашается и Судебная коллегия как основанном на законе и подтверждающимся материалами дела.

Учитывается Судебной коллегией также то, что ответчик, не оспаривая право А.А. Землянковой на получение заявленных технических средств, возражения заявил лишь относительно определения компетентного лица и сроков исполнения обязанности.

Доводы ответчика, приведенный в кассационной жалобе, о том, что Министерство не может отвечать по требованиям о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации, в том числе выступать ответчиком по спорам, вытекающим из правоотношений по реализации данных полномочий, не могут являться основанием для отмены решения, поскольку основаны на неверном толковании норм права.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 126-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан, в соответствии которым Правительству Республики Татарстан передана часть федеральных полномочий по бесплатному обеспечению лиц, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации, включенными в Федеральный перечень.

При этом Правительство Республики Татарстан подтвердило, что федеральные полномочия, переданные в соответствии с данным Соглашением, будут осуществляться Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Таким образом, с 1 января 2011 года предоставление инвалидам техни-ческих средств реабилитации осуществляет Правительство Республики Татарстан в лице Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, следовательно, обязанность по обеспечению А.А. Землянковой соответствующим техническими средствами реабилитации возложено также на ответчика.

Довод в кассационной жалобе о том, что данная обязанность делегирована государственному казенному учреждению "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" отклоняется, поскольку указанное обстоятельство не снимает с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан обязанностей, возложенных в силу федерального закона.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется по мере поступления денежных средств, также является не состоятельным, как основание для решения суда, поскольку право инвалида на получение технических средств реабилитации, предусмотренное федеральным законом, не должно ставиться в зависимость от проведения государственными органами и учреждениями мероприятия по их получению.

Нормы материального права к сложившимся отношениям сторон применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено.

При таких данных оснований для отмены вынесенного решения суда по доводам кассационной жалобы Судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 ноября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи