26 января 2012 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.Р. Гилманова, судей В.Г. Сазоновой и Р.А. Фахрутдиновой, при секретаре Н.Г. Вдовиной, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Разрывиной Ю.В. – Рахимова О.Р., поддержавшего доводы жалобы, представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Хуснутдинову Г.З., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Разрывина Ю.В. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее ИК МО г. Казани), Управлению жилищной политики ИК МО г. Казани, муниципальному учреждению «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани» о предоставлении жилой площади. В обоснование иска указано, что истица с 1983 года постоянно проживает в двухкомнатной квартире <адрес>. Общая площадь данной квартиры составляет 54,7 квадратных метров. Состав семьи – шесть человек. Истица является инвалидом второй группы, страдает тяжелой форой хронического заболевания, в результате которого проживание с ней в одной квартире создает реальную угрозу для здоровья членов её семьи. В 2010 году распоряжением Главы администрации Кировского района ИК МО г. Казани она была включена в список лиц, обеспечение жилой площадью которых осуществляется во внеочередном порядке. Истица просила суд обязать ответчиков предоставить ей по договору социального найма жилое помещение, состоящее из изолированной однокомнатной квартиры, взыскать с ответчиков расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей. В судебном заседании представитель истицы просил иск удовлетворить. Представитель ответчика иск не признала. Суд отказал в удовлетворении заявленных требований. В кассационной жалобе истица просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права. При этом указано, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Разрывина Ю.В. имеет право на внеочередное получение жилого помещения в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Согласно ст. 8 Устава муниципального образования г. Казани к вопросам местного значения относится обеспечение жилым помещением малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении. Поскольку именно администрация ИК МО г. Казани признала, что истица нуждается в жилом помещении и поставила её на учет, то обеспечение истицы жилым помещением является обязанностью ИК МО г. Казани. Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. В соответствии с частями 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1563-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Благовещенска Амурской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" разъяснено, что органы местного самоуправления обязаны осуществлять учет всех категорий нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма. Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 551-О-О "По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" указано, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации). Из материалов дела следует, что распоряжением Главы администрации Кировского района г. Казани от 7 декабря 2010 года № 787 Разрывина Ю.В., проживающая по адресу: <адрес>, на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, включена в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что орган местного самоуправления не наделен полномочиями по обеспечению истицы жильем. К вопросам местного значения муниципального образования относится обеспечение жильем малоимущих граждан по договорам социального найма, а другим категориям граждан жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда субъекта Российской Федерации, меры социальной поддержки инвалидов относятся к расходным обязательствам Российской Федерации. Судебная коллегия согласна с данным выводом, так как он основывается на нормах действующего гражданского законодательства. Доводы кассационной жалобы о том, что обеспечение истицы жилым помещением является обязанностью ИК МО г. Казани со ссылкой на Устав муниципального образования г. Казани судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку как следует из статьи 8 Устава муниципального образования г. Казани к вопросам местного значения относится обеспечение жилыми помещениями малоимущих жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом не допущено. С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не находит. Руководствуясь статьями 199, 350, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Председательствующий - Судьи:
Р.А. Фахрутдиновой гражданское дело по кассационной жалобе Ю.В. Разрывиной на решение Кировского районного суда г. Казани от 16 декабря 2011 года, которым ей отказано в удовлетворении иска к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма.