учет №52 30 января 2012 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина, судей О.В. Вишневской, А.И. Муртазина, при секретаре А.М. Газтдинове рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20 декабря 2011 года, которым постановлено: Взыскать с Российской Федерации за счет казны в лице Министерства Финансов Российской Федерации в счет выплаты единовременного пособия в пользу Ирины Афанасьевны Фроловой <данные изъяты> рублей. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия УСТАНОВИЛА: И.А. Фролова обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по РТ о взыскании единовременного пособия, указав, что ее сын ФИО2, Дата рождения, объединенным военным комиссариатом г. Набережные Челны был призван в ряды Вооруженных сил РФ. С Дата ее сын продолжил службу в Чеченской Республики <адрес> в войсковой части .... артиллерийский дивизион и принимал участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона в Чеченской Республике. Дата ФИО2 погиб, выполняя боевое задание на территории Чеченской Республике. Факт его гибели при выполнении боевого задания подтверждается извещением командира войсковой части .... Чеченской Республики <адрес>. Истица просит взыскать с ответчиков в ее пользу единовременное пособие в размере <данные изъяты> рублей. Истица И.А. Фролова в судебном заседании иск поддержала. Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в суд не явился, извещен. Представитель ответчика - Министерства финансов Российской Федерации иск не признал. Представитель ответчика - Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан в судебном заседании иск не признал. Суд иск удовлетворил, постановив решение в вышеприведенной формулировке. В кассационной жалобе Министерство финансов РФ ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. В обоснование жалобы указано, что суд не учел того, что И.А. Фролова получила единовременное пособие в размере 120 месячных окладов по воинской должности в соответствии со ст.18 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В то время как п.6 ст.21 Федерального закона «О противодействии терроризму», предусмотрено, что при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для единовременных выплат, выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя. Суд находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. Согласно пункту 4 части 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: Нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. В силу пункта 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О противодействии терроризму», действующего с Дата, государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших. Согласно пунктам 1, 2, 6 статьи 21 указанного Федерального закона возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере шестисот тысяч рублей, а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца; при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя. Из материалов дела усматривается, что сын истицы – ФИО2 был призван в ряды Вооруженных сил РФ. С Дата продолжил службу в Чеченской Республике <адрес> в войсковой части <данные изъяты> артиллерийский дивизион и принимал участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона в Чеченской Республике. Дата ФИО2 погиб в период прохождения действительной военной службы в Чеченской Республике. Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в связи с гибелью сына И.А. Фроловой подлежит выплате единовременное пособие в размере <данные изъяты> рублей в соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму». Между тем, из отзыва ответчика – Министерства обороны Российской Федерации на иск И.А. Фроловой следует, что истице было выплачено единовременное пособие в размере 120 окладов в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Эти доводы судом проверены не были. Согласно пунктам 1, 2 статьи 18 указанного Федерального закона военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах), либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере: членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, - 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия; членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, граждан, призванных на военные сборы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, - 120 месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия. Таким образом, пунктом 2 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пунктом 2 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» установлены совпадающие основания для выплаты однородных по своей сути (имеющие целью возмещение вреда, причиненного гибелью военнослужащего) единовременных пособий. При этом, как предусмотрено п. 6 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму», при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя. Таким образом, членам семьи погибшего военнослужащего, имеющим право на получение единовременного пособия как на основании п. 2 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и на основании п.2 ст.21 Федерального закона «О противодействии терроризму», выплачивается по их выбору одно единовременное пособие. В данном случае суду необходимо было установить, реализовано ли истицей право на получение единовременного пособия на основании пункта 2 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и в зависимости от этого разрешить вопрос о взыскании единовременного пособия на основании п.2 ст.21 Федерального закона «О противодействии терроризму». Между тем, от полного и всестороннего выяснения действительных обстоятельств дела, должной оценки имеющимся в деле доказательствам и доводам сторон, зависит обоснованность, принятого судом, решения. А поскольку действительные обстоятельства дела судом полно не выяснены и надлежащим образом не оценены, решение суда по настоящему делу нельзя признать законным и обоснованным. При этом выяснение данных обстоятельств и надлежащая оценка доводам сторон возможно лишь в суде первой инстанции. Поэтому решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения, выяснить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать правовую оценку всем доводам и принять решение в соответствии с требованиями закона. Руководствуясь статьями 199, 350, 361, пункта 4 части 1 статьи 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20 декабря 2011 года по данному делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Председательствующий: Судьи: