Судья Е.В. Зыбунова Дело № 33-20/12 Учет № 59 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 16 января 2012 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Г.М. Халитовой, судей Ю.Р. Мочаловой, М.М. Сальниковой, при секретаре А.Г. Минабутдиновой рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по кассационной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 24 ноября 2011 года, которым постановлено: заявление удовлетворить частично. Признать недействующим с момента вступления решения в законную силу пункт 2.7 Приложения «Инструкция «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» к постановлению Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 8 ноября 2006 года №2346 «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» в части слов «и при наличии документов, указанных в приложении № 2». Признать недействующим с момента вступления решения в законную силу Приложение № 2 к Инструкции «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 08 ноября 2006 года №2346 «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» в части слов «документ, подтверждающий отсутствие задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг на момент подачи заявления на приватизацию». Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав выступление К.Н. Обуховой, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: К.Н. Обухова обратилась в суд с заявлением об оспаривании отдельных положений постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани. В обоснование заявления указала, что постановление Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 8 ноября 2006 года № 2346 «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории г. Казани» в пункте 2.7 Приложения к постановлению «Инструкция о порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории г. Казани» и Приложение № 2 к Инструкции о порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории г. Казани - Перечень документов, необходимых при передаче жилых помещений в собственность граждан содержат положения, не соответствующие Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральному закону от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Просила признать пункт 2.7 Приложения к постановлению Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 8 ноября 2006 года № 2346 «Инструкции о порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории г. Казани» несоответствующим статьям 6, 7, 8 Федерального закона от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и пункту 3 статьи 5, части 2 статьи 8, части 1 статьи 9, статье 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в части положения о том, что специалист МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» регистрирует поступившее заявление в Книге учета входящих документов и выдает заявителю извещение о принятии документов только при наличии документов, указанных в приложении № 2 к Инструкции; признать Приложение № 2 к Инструкции о порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории г. Казани - Перечень документов, необходимых при передаче жилых помещений в собственность граждан» несоответствующим статьям 2, 11 Федерального закона от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», пункту 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 11, 12, 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 1, пункту 5 статьи 4, статьям 5, 68 Федерального закона Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в части необходимости предоставления документа, подтверждающего отсутствие задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг для оформления заявления на приватизацию жилого помещения; обязать Исполнительный комитет г. Казани внести изменение в указанное постановление в целях приведения его в соответствие с федеральным законодательством. В судебном заседании заявительница требования поддержала. Представитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани с заявлением не согласился. Решением суда требования частично удовлетворены. В кассационной жалобе представитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани ставит вопрос об отмене решения, поскольку выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права и противоречат фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что право гражданина на бесплатную приватизацию жилья является производным от его статуса нанимателя жилого помещения. Законом предусмотрена обязанность нанимателя по оплате найма жилого помещения. Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения. В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. На основании пункта 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Из материалов дела усматривается, что Постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 8 ноября 2006 года N 2346 утверждена Инструкция «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани». Инструкция устанавливает единые правила передачи в собственность (приватизации) граждан занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений и порядок сбора необходимых для этого документов. В соответствии с пунктом 2.7 Инструкции «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» (далее - Инструкция) специалист МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» или его отделения проверяет правильность заполнения заявления, сличает данные, указанные в заявлении, с соответствующими данными представленных документов и имеющимися данными и при наличии документов, указанных в приложении N 2, регистрирует поступившее заявление в Книге учета входящих документов (приложение N 3) и выдает заявителю (Агенту) извещение о принятии документов (приложение N 4). Книга учета приема заявлений и выдачи документов должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена печатью МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» или его отделения. Приложение № 2 к Инструкции содержит положение о необходимости предоставления документа, подтверждающего отсутствие задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг для оформления заявления на приватизацию жилого помещения. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. На основании статьи 11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Суд, проанализировав положения законодательства в области приватизации жилых помещений, пришел к правильному выводу о том, что пункт 2.7 Приложения «Инструкция «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города- Казани» к постановлению Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 08.11.2006г. №2346 «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» в части слов «и при наличии документов, указанных в приложении №2» и Приложение №2 к Инструкции «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 08.11.2006г. №2346 «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» в части слов «документ, подтверждающий отсутствие задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг на момент подачи заявления на приватизацию» противоречат Закону Российской Федерации от 4.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», имеющему большую юридическую силу, поскольку этот Закон не предусматривает наличие задолженности по оплате коммунальных услуг в качестве препятствия для принятия заявления с пакетом и рассмотрения вопроса о приватизации жилого помещения и не содержит положений о запрете приватизации жилых помещений гражданами, имеющими задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг. При таких обстоятельствах суд правильно признал недействующим с момента вступления решения в законную силу пункт 2.7 Приложения «Инструкция «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» к постановлению Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 08.11.2006г. №2346 «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» в части слов «и при наличии документов, указанных в приложении №2», а также Приложение №2 к Инструкции «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 08.11.2006г. №2346 «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» в части слов «документ, подтверждающий отсутствие задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг на момент подачи заявления на приватизацию». Таким образом, решение суда следует признать соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела. Доводы кассационной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию заинтересованного лица, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда. Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Вахитовского районного суда г. Казани от 24 ноября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: