об оспаривании решения УПФР



Судья В.П. Исаичева дело ....

учет № 27

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 января 2012 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Г.А. Сахиповой,

судей Н.Ю. Павлюхиной и Р.Р. Насибуллина

при секретаре судебного заседания Р.Г. Хусаинове

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по кассационной жалобе государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заинском районе и городе Заинске Республики Татарстан на решение Заинского городского суда Республики Татарстан от <дата>, которым постановлено:

Исковое заявление Пачковской Галины Михайловны к Управлению Пенсионного фонда РФ по РТ в г.Заинске и Заинском районе об оспаривании решения удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ по РТ в г.Заинске и Заинском районе от <дата> незаконным и необоснованным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по РТ в г.Заинске и Заинском районе включить в специальный стаж Пачковской Галине Михайловне период работы с <дата> по <дата> в должности учителя начальных классов в начальной прогимназии г.Заинска.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Г.М. Пачковская обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заинском районе и городе Заинске Республики Татарстан о признании решения незаконным и возложении обязанности включить период работы в специальный стаж, указывая, что она <дата> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности обратилась к ответчику, который своим решением от <дата> в назначении испрашиваемой пенсии отказал в связи с отсутствием требуемого на то трудового стажа, не включив в него период работы с <дата> по <дата> в должности учителя начальных классов в начальной прогимназии города Заинска Республики Татарстан.

Истица просила суд признать данное вышеуказанное решение ответчика в части невключения в стаж педагогической деятельности периода ее работы с <дата> по <дата> в должности учителя начальных классов в начальной прогимназии города Заинска Республики Татарстан незаконным и недействующим с момента его принятия, а также возложить обязанность на ответчика зачесть данный период работы в стаж педагогической деятельности.

Представитель ответчика иск не признала.

Суд иск удовлетворил.

В кассационной жалобе ответчик, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, ставит вопрос о его отмене. Указывает, что прогимназия статуса юридического лица не имеет, в силу изложенного применительно к положениям Федерального закона "Об образовании" общеобразовательным учреждением не является, соответственно, спорный период работы истицы к стажу педагогической деятельности не относится.

Судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Исходя из пункта 2 той же статьи Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В рамках приведенных полномочий Правительством Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Данным Списком в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" поименованы общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований, а в разделе "Наименование должностей" - должности учителя, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.

Кроме того, в пункте 1.7 раздела "Наименование учреждений" Списка в числе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста указана и прогимназия.

В силу пункта 4 Правил периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и иным местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением установленных настоящими Правилами случаев.

В силу пункта 6 Правил работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка, включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Кроме того, в пункте 13 Правил указано, что в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет), а именно, в общеобразовательных школах всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы).

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 10 Постановления Пленума от 20 декабря 2005 года № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными, следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года № 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. В этой связи, по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1, 2), 35 (часть 1), 37 (части 1, 3), 39 (части 1, 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зре-лищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Учитывая изложенное, принимая во внимание то, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям, характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах, театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и прочие, поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1, 2), 39 (1, 2) и 55 (части 2, 3) Конституции Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что решением за .... от <дата> ответчиком отказано ФИО1 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по мотиву отсутствия стажа специальной работы в 25 лет, при этом в трудовой стаж не засчитан, в частности, период работы заявительницы с <дата> по <дата> в должности учителя начальных классов начальной прогимназии города Заинска Республики Татарстан ввиду отсутствия у данного образования статуса юридического лица.

Суд первой инстанции с приведенным доводом ответчика правомерно не согласился, поскольку обязанность по государственной регистрации прогимназии как юридического лица не возложена истицу, которая исполняла в течение всего периода работы трудовые функции педагога и приобрела в силу изложенного право на досрочное пенсионное обеспечение.

Судебная коллегия, поддерживая позицию суда первой инстанции, полагает необходимым отметить, что законодателем право на досрочное назначение трудовой пенсии связывается с деятельностью, при которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером (условиями) конкретного труда, соответственно, выполнение указанной деятельности в образованиях, не имеющих статуса юридического лица, к примеру, в обособленных подразделениях не имеет решающего значения при оценке права на досрочное пенсионное обеспечение и само по себе не может являться основанием для отказа в назначение такой пенсии.

По изложенным выше мотивам отклоняется довод в кассационной жалобе о том, что прогимназия не была зарегистрирована в качестве юридического лица, поскольку данное обстоятельство юридического значения по рассматриваемому спору не имеет. Учитывается Судебной коллегией также обусловленность сложившейся ситуации действиями Министерства образования Республики Татарстан, которое, создав прогимназию и обеспечив ее функционирование как образовательного учреждения для детей, в последующем данную деятельность прекратило.

По делу установлен, ответчиком не опровергнут доказательно факт осуществления истицей в спорный период педагогической деятельности.

Таким образом, имеются все предусмотренные действующим правовым регулированием основания для включения периода работы истицы с <дата> по <дата> в должности учителя начальных классов в начальной прогимназии города Заинска Республики Татарстан в стаж, учитываемый при назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Иных аргументированных доводов кассационная жалоба не содержит.

При таком положении дел суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск, признав незаконным соответствующее решение ответчика и возложив на него обязанность включить спорный период работы истицы в стаж ее педагогической деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

На основании изложенного решение суда первой инстанции следует признать правильным, вынесенным с учетом всех значимых для дела обстоятельств и доводов сторон. Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции, не допущено.

Руководствуясь статьями 360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в редакции до 1 января 2012 года, применяемой в силу статьи 2 Федерального закона от 9 декабря 2010года № 353-ФЗ, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 23 ноября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заинском районе и городе Заинске Республики Татарстан - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи