Судья Н.Г. Такаева Дело № 33-1215/12 Учёт № 57 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 2 февраля 2012 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи А.С. Галиевой, судей Ф.В. Хабировой, Ю.Р. Мочаловой, с участием прокурора Ф.А. Бакировой, при секретаре А.Г. Минабутдиновой рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по кассационной жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 7 декабря 2011 года, которым постановлено: заявление прокурора Тукаевского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании бездействия незаконным и понуждении устранить нарушения законодательства удовлетворить. Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1 по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения при размещении АЗС и автосервисного блока, расположенных на придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Набережные-Челны-Заинск- Альметьевск» (1б технической категории), проходящей по территории Тукаевского муниципального района Республики Татарстан на 7 км + 200 м (слева). Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 разработать проект организации дорожного движения в месте размещения АЗС и автосервисного блока и согласовать его с УГИБДД МВД по Республике Татарстан и Республиканским государственным учреждением «Безопасность дорожного движения», привести подъездные пути к АЗС и автосервисному блоку в соответствие с проектом организации дорожного движения, согласованным с УГИБДД МВД по Республике Татарстан и Республиканским государственным учреждением «Безопасность дорожного движения». Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав выступления индивидуального предпринимателя ФИО1, представителя ФИО1 ФИО8 в поддержку жалобы, представителя Республиканского государственного учреждения «Безопасность дорожного движения» И.С. Васильева, прокурора Ф.А. Бакировой, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Тукаевского района Республики Татарстан, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд к ИП ФИО1 о признании бездействия незаконным и понуждении устранить нарушения законодательства. В обоснование заявления указал, что в ходе проведенной прокуратурой Тукаевского района проверки соблюдения законодательства установлено, что деятельность принадлежащих ответчику АЗС и автосервисного блока, расположенных на автодороге «Набережные Челны - Заинск - Альметьевск» на территории Тукаевского района Республики Татарстан, не отвечает требованиям использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, то есть эксплуатируется с нарушениями законодательства о безопасности дорожного движения. Так, расстояние от кромки проезжей части автодороги до ближайшего элемента конструкции – информационной стелы составляет 6 метров, длина отгона полос разгона и торможения на указанной автомобильной дороге и длина полосы разгона не соответствует нормативной величине. Установлено, что ИП ФИО1 размещение в придорожной полосе вышеуказанной автомобильной дороги АЗС и автосервисного блока не согласовано с УГИБДД МВД по Республике Татарстан и Республиканским государственным учреждением «Безопасность дорожного движения» (далее - РГУ «БДД»). Полагал, что осуществление эксплуатации АЗС и автосервисного блока при указанных выше обстоятельствах негативно сказывается на безопасности дорожного движения, и в случае дорожно-транспортного происшествия может привести к причинению вреда жизни и здоровью значительного количества людей. Просил суд признать незаконным бездействие ответчика по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения при размещении АЗС и автосервисного блока, расположенных на придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Набережные Челны-Заинск-Альметьевск» (1б технической категории), проходящей по территории Тукаевского района Республики Татарстан на 7 км + 200 м (слева), обязав ответчика разработать проект организации дорожного движения в месте размещения АЗС и автосервисного блока и согласовать его с УГИБДД МВД по Республике Татарстан и РГУ «БДД», привести подъездные пути к АЗС и автосервисному блоку в соответствие с проектом организации дорожного движения, согласованным с УГИБДД МВД по Республике Татарстан и РГУ «БДД», демонтировать стелу. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал. Ответчик и его представитель требования заявления не признали. Представитель РГУ «БДД» на судебное заседание не явился. Решением суда заявленные требования удовлетворены. В кассационной жалобе ИП ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также ввиду неправильного определения всех обстоятельств дела. Указывает, что им были проведены все необходимые согласования с органами государственной власти. Также приводит доводы о том, что при вводе в эксплуатацию АЗС, РГУ «БДД» не существовало. Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения. В силу статьи 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Федерального «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения. На основании подпункта «п» пункта 3.1 Правил установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 декабря 2008 № 841, объекты дорожного сервиса должны быть обустроены подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с автомобильной дороги. При примыкании к автомобильным дорогам общего пользования подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. Параметры переходно-скоростных полос в зависимости от категории дороги и интенсивности съезжающего движения принимают по нормам СНиП 2.05.02.-85. Из пункта 4.20 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985г. № 233, следует, что всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу придорожной полосы людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог 1-3 категорий. В силу пункта 5.23 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» длина отгона полос разгона и торможения на автомобильных дорогах 1 б технической категории должна быть 80 м, длина разгона – 180 м. Согласно пункту 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября1993 года № 1090, должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения. В соответствии с пунктом 3.3 Правил установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Татарстан, размещение объектов дорожного сервиса и иных сооружений в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов и сооружений при наличии согласия в письменной форме РГУ «Безопасность дорожного движения» и по согласованию с УГИБДД МВД по Республике Татарстан. Как следует из материалов дела, ответчику на праве собственности принадлежит АЗС, расположенная по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, автодорога «Набережные Челны-Альметьевск», и здание автосервисного блока. В феврале 2001 года этот объект был принят в эксплуатацию на основании акта приемки. На информационный щит разработан паспорт. Ответчиком разработан генеральный план, согласованный с архитектором Тукаевского района Республики Татарстан и ОГИБДД УВД г. Набережные Челны, однако в данном плане длина переходно-скоростных полос не соответствует размерам, указанным в СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». 25 июля 2003 года ответчику выданы технические условия, в которых также указано, что переходно-скоростные полосы должны быть установленной длины, согласно СНиП 2.05.02 -85 «Автомобильные дороги». В результате проверки, проведенной РГУ «БДД», было установлено, что на данной АЗС длина полосы разгона составляет 100 м, длина отгона полос торможения и разгона – 60 метров, что не соответствует пункту 5.23 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований. Решение следует признать законным и обоснованным. Доводы, изложенные в кассационной жалобе о том, что проведены все необходимые согласования с органами государственной власти, не влияют на законность судебного постановления, поскольку возведением спорного объекта были нарушены требования как ранее действовавшего, так и действующего законодательства. Имеются существенные нарушения строительных норм и правил, ведомственных строительных норм по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах, что создает угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий и его общественно-опасных последствий на данном участке автодороги. Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 7 декабря 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: