Судья Г.В. Андреянова Дело № 33-1307/12 Учёт № 59 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 6 февраля 2012 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи О.А. Бегишева, судей Р.Р. Хасаншина, Ю.Р. Мочаловой, с участием прокурора И.К. Исмагилова, при секретаре А.Г. Минабутдиновой рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по кассационной жалобе представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани С.С. Савельева на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 22 декабря 2011 года, которым постановлено: заявление прокурора г. Казани удовлетворить. Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня принятия постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 10 августа 2010 года № 7123 «О признании утратившими силу отдельных правовых актов». Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав выступление представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани С.С. Савельева в поддержку жалобы, прокурора г. Казани И.К. Исмагилова, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор г. Казани обратился в суд с заявлением о признании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани № 7123 от 10 августа 2010 года противоречащим федеральному законодательству и недействующим. В обоснование требований указал, что оспариваемым постановлением «О признании утратившими силу отдельных правовых актов» признаны утратившими силу постановления, решения, распоряжения, иные акты Глав администраций, Советов местного самоуправления Пестречинского, Высокогорского, Лаишевского районов Республики Татарстан, Главы администрации г. Казани, Глав администраций районов г. Казани, на основании которых гражданам и юридическим лицам предоставлены земельные участки, находящиеся на территории г. Казани, не оформленные в установленном порядке в соответствии с нормами земельного законодательства. Полагал, что указанное постановление противоречит Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральному закону «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Просил признать данное постановление противоречащим федеральному законодательству и недействующим. В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержал. Представитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани с заявлением не согласился. Решением суда заявленные требования удовлетворены. В кассационной жалобе представитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани ставит вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что оспариваемое постановление не нарушает и не ограничивает права и свободы граждан, у которых земельные участки оформлены в соответствии с действующим законодательством, поскольку в постановлении речь идет о земельных участках, не оформленных в установленном порядке в соответствии с нормами земельного законодательства. Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения. Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. В соответствии с частью 2 статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок. На основании части 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 131-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 48 этого закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснил, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Из материалов дела следует, что постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 10 августа 2010 года № 7123 «О признании утратившими силу отдельных правовых актов» признаны утратившими силу постановления, решения, распоряжения, иные акты Глав администраций, Советов местного самоуправления Пестречинского, Высокогорского, Лаишевского районов Республики Татарстан, Главы администрации г. Казани, Глав администраций районов г. Казани, на основании которых гражданам и юридическим лицам предоставлены земельные участки, находящиеся на территории г. Казани, не оформленные в установленном порядке в соответствии с нормами земельного законодательства. Указанное постановление опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани № 32 от 26 августа 2010 года. Поскольку постановление не содержит конкретный перечень признанных утратившими силу постановлений, решений, распоряжений, это нарушает права неопределенного круга лиц на предоставленные им в законном порядке земельные участки. При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани № 7123 от 10 августа 2010 года не соответствует требованиям федерального законодательства, а потому должно быть признано недействующим. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются несостоятельными, они отражены в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, с которыми судебная коллегия соглашается. При таком положении следует признать, что решение суда соответствует нормам материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон, которые судом оценены надлежащим образом. Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Вахитовского районного суда г. Казани от 22 декабря 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани С.С. Савельева – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: