оспаривание территориальным общественным самоуправлением решения представительного органа муниципального района



Судья А.А. Назырова Дело № 33-1737/12

Учет № 62

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 февраля 2012 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Р. Шайдуллина,

судей Ю.Р. Мочаловой, И.З. Рашитова,

при секретаре А.Г. Минабутдиновой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по кассационной жалобе представителя территориального общественного самоуправления п.Новониколаевский Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Р.Р. Галиева на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 16 декабря 2011 года, которым постановлено:

в удовлетворении требований территориального общественного самоуправления п.Новониколаевский Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании решения №59 от 25 апреля 2011 года Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан «О внесении изменений в решение Совета Зеленодольского муниципального района от 14 марта 2007 года № 149 «Об утверждении перечня объектов недвижимости, находящихся в собственности Зеленодольского муниципального района, города Зеленодольска, предлагаемых для продажи на аукционе» (с изменениями и дополнениями, внесенными решениями Совета Зеленодольского муниципального района №182 от 31 мая 2007 года, №205 от 30 июля 2007 года, №278 от 29 декабря 2007 года, №279 от 29 декабря 2007 года, №358 от 29 июля 2008 года, №445 от 8 мая 2009 года, №518 от 23 апреля 2010 года, №12 от 13 ноября 2010 года) в части приватизации зданий средней общеобразовательной школы площадью 954 кв.м. и котельной средней общеобразовательной школы площадью 6.4 кв.м., находящихся по улице Центральной, дом 4 в поселке «Новониколаевский» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, недействующим и подлежащим отмене; об обязании представительного органа муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» внести в Устав муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» Республики Татарстан порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, осуществляющего территориальное общественное самоуправление в соответствии с п.п.3 п.1 ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внести в Устав муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» Республики Татарстан порядок и гарантии участия органов территориального общественного самоуправления в решении вопросов местного значения в соответствии с п.п.3 п.1 ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав выступления представителя территориального общественного самоуправления п.Новониколаевский Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Р.Р. Галиева в поддержку жалобы, представителя Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Д.А. Иксановой, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Территориальное общественное самоуправление (далее – ТОС) п.Новониколаевский Зеленодольского муниципального района (далее – ЗМР) Республики Татарстан обратилось в суд с заявлением о признании решения Совета ЗМР Республики Татарстан №59 от 25 апреля 2011 года недействительным, возложении обязанности на представительный орган муниципального образования «ЗМР» внести изменения в Устав муниципального образования «ЗМР».

В обоснование заявления указало, что в 2006 году на территории п. Новониколаевский гражданами, проживающими в поселке, было образовано ТОС п.Новониколаевский ЗМР Республики Татарстан.

25 апреля 2011 года Совет ЗМР принял решение №59 «О внесении изменений в решение Совета ЗМР от 14 марта 2007 года №149 «Об утверждении перечня объектов недвижимости, находящихся в собственности Зеленодольского муниципального района, города Зеленодольска, предлагаемых для продажи на аукционе», которым внес в ранее принятые решения изменения, связанные с выставлением имущества, находящегося в собственности ЗМР, для продажи на аукционе. В перечень предлагаемого имущества для приватизации вошли, в том числе, здание средней общеобразовательной школы площадью 954 кв.м и здание котельной средней общеобразовательной школы площадью 6,4 кв.м, находящиеся по ул.Центральная, дом 4 в п. Новониколаевский ЗМР Республики Татарстан.

Данные здания, которые ранее использовались в образовательных
целях учреждением образования Зеленодольского муниципального района, по прямому назначению не используются. Но являясь собственностью муниципального района, могли бы далее использоваться в решении вопросов местного значения территориальным общественным самоуправлением поселка «Новониколаевский».

ТОС неоднократно обращалось к Главе ЗМР с просьбой о передаче на баланс данных зданий для дальнейшего их использования, однако письменных ответов не последовало.

Полагало, что решение Совета ЗМР №59 от 25 апреля 2011 года и устав муниципального образования «ЗМР», принятый решением Совета ЗМР от 14 декабря 2005 года №18, нарушает права граждан на местное самоуправление, поскольку ТОС является формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Совет ЗМР при принятии устава не определил в нем порядка и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов ТОС, чем нарушил право граждан на непосредственное осуществление местного самоуправления.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица Совета ЗМР Республики Татарстан с заявлением не согласилась.

Решением суда требования заявления оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе представитель ТОС п.Новониколаевский ЗМР Республики Татарстан просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что суд не обосновал своих выводов об отказе в удовлетворении заявленных требований, не рассмотрел доказательства об опубликовании оспариваемого решения Совета ЗМР, процедуры его принятия. Приводит доводы о том, что не все выводы суда основаны на положениях закона. Полагает, что суд необоснованно отверг представленные заявителем доказательства в подтверждение заявленных требований, в частности, заочное решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 22 мая 2009 года.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из материалов дела следует, что решением Совета ЗМР №59 от 25 апреля 2011 года «О внесении изменений в решение Совета ЗМР от 14 марта 2007 года №149 «Об утверждении перечня объектов недвижимости, находящихся в собственности Зеленодольского муниципального района, города Зеленодольска, предлагаемых для продажи на аукционе» слова «города Зеленодольска, для продажи на аукционе» заменены словами «, предлагаемых для приватизации», перечень объектов недвижимости, находящихся в собственности Зеленодольского муниципального района, предлагаемых для приватизации, изложен в новой редакции. В число данных объектов недвижимости вошло здание Новониколаевской СОШ и здание котельной Новониколаевской СОШ. Данное решение было опубликовано в газете «Зеленодольская правда» и размещено на официальном сайте в сети «Интернет» www.zelendol.ru.

Согласно статье 2 Устава муниципального образования «ЗМР» в состав территории района входят поселения, в том числе Осиновское сельское поселение.

На части территории Осиновского сельского поселения жителями поселка Новониколаевский было организовано ТОС п.Новониколаевский ЗМР Республики Татарстан.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Таким образом, органы территориального общественного самоуправления обладают особым правовым статусом, который определяется положениями статьи 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон относит территориальное общественное самоуправление к формам участия населения в осуществлении местного самоуправления, а органы территориального общественного самоуправления - к одному из способов реализации территориального общественного самоуправления граждан.

Органы территориального общественного самоуправления не наделены собственной компетенцией в решении вопросов местного значения, они лишь вправе осуществлять собственные инициативы по вопросам местного значения. Имущество, принадлежащее органам территориального общественного самоуправления на праве собственности, не является муниципальным имуществом. Решения, вынесенные с помощью органов территориального общественного самоуправления, распространяются на часть территории муниципального образования, население которой добровольно принимает на себя обязательство следовать этим решениям. По своей природе эти решения являются общественными и не обеспечиваются принудительной силой государства.

Следовательно, органы территориального общественного самоуправления не являются каналами публичной власти и не входят в систему органов местного самоуправления, наделенных властными полномочиями.

Содержанием территориального общественного самоуправления является самостоятельная реализация жителями собственных проектов, а не принятие решений, которые затем должны будут реализовываться органами публичной власти.

Пункт 3 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относит владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Учитывая вышеприведенное, представительный орган муниципального образования - Совет ЗМР - принял решение о распоряжении муниципальным имуществом в соответствии со своей компетенцией, при этом ТОС п.Новониколаевский ЗМР не наделен правом вносить коррективы и изменения в принятое решение.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан.

На основании пункта 1 части 10 статьи 35 указанного Федерального закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Таким образом, вмешательство ТОС в деятельность органа представительной власти муниципального образования путем обязания внести изменения в принятый в установленном законом порядке Устав муниципального образования «ЗМР» является недопустимым.

С учетом изложенного основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления.

Доводы кассационной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию заявителя, выраженную им в суде первой инстанции.

В соответствии с частью 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Учитывая, что права и свободы заявителя оспариваемыми актами не нарушены, и данные акты приняты в соответствии с законом в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, отказ в удовлетворении заявления является правомерным.

Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 16 декабря 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя территориального общественного самоуправления п.Новониколаевский Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Р.Р. Галиева – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: