о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.



Судья Л.А. Садыкова Дело № 33-853/2012

Учет № 27

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 января 2012 года гор. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Н.А. Губаевой,

судей Д.М. Насретдиновой и И.И. Багаутдинова,

при секретаре Е.Б. Савельевой,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретди-новой Д.М. гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Респуб-лики Татарстан на решение Нижнекамского городского суда Республики Татар-стан от 16 декабря 2011 года, которым постановлено:

признать решение Управления Пенсионного фонда РФ по РТ в Нижнекам-ском районе и г.Нижнекамске .... от 15 июля 2011 года об отказе в назна-чении Хазиевой В.Р. досрочной пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением педагогической деятельности незаконным.

Признать за Хазиевой В.Р. право на досрочную трудовую пенсию по ста-рости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по РТ в Нижнекамском рай-оне и г.Нижнекамске включить в специальный стаж Хазиевой В.Р. период уче-бы с 1 сентября 1982 года по 24 июня 1987 года в Удмуртском государственном университете имени 50-летия СССР, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 года по 14 мая 1993 года, период работы с 1 января 2001 года по 31 декабря 2010 года в качестве преподавателя МАОУ ДОД «Дет-ская художественная школа № 1» и назначить Хазиевой В.Р. досрочную трудо-вую пенсию с 6 июля 2011 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслу-шав объяснения представителя ответчика Хайрутдиновой Л.З. в поддержку дово-дов жалобы, объяснения истицы Хазиевой В.Р., возражавшей против удовлетво-рения жалобы, судеб-ная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Хазиева В.Р. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.

В обоснование своих требований истица указала, что 6 июля 2011 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижне-камском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан с заявлением о назначе-нии досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической де-ятельности. Однако решением ответчика в этом ей было отказано по мотиву от-сутствия требуемого специального стажа.

С данным отказом истица не согласна, полагает, что в указанный стаж от-ветчиком необоснованно не зачтены период обучения в Удмуртском государст-венном университете имени 50-летия СССР с 1 сентября 1982 года по 24 июня 1987 года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 года по 14 мая 1993 года, период работы с 1 января 2001 года по 31 декабря 2010 года в качестве преподавателя МАОУ ДОД «Детская художественная школа № 1». Поэтому истица Хазиева В.Р. просила признать решение Управления Пенси-онного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан об отказе в назначении ей пенсии незаконным, а также возложить на ответчика обязанность по включению приведенных выше периодов в ее специальный трудовой стаж и назначению пенсии со дня обращения с со-ответствующим заявлением в орган пенсионного фонда.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд исковые требования удовлетворил и вынес решение в вышеприведен-ной формулировке.

В кассационной жалобе ответчик выражает несогласие с решением суда в части включения в специальный стаж истицы периода учебы в Удмуртском го-сударственном университете имени 50-летия СССР с 1 сентября 1982 года по 24 июня 1987 года и периода работы в качестве преподавателя в МАОУ ДОД «Дет-ская художественная школа № 1» с 1 января 2001 года по 31 декабря 2010 года. При этом в своей жалобе ответчик ссылается на то, что после периода обучения истица не осуществляла педагогическую деятельность и на 1 января 2001 года не имела педагогического стажа продолжительностью 16 лет и 8 месяцев, в связи с чем данные периоды включены в ее специальный стаж необоснованно.

Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит частичной отмене.

В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 362 Гражданского про-цессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или из-менения решения суда в кассационном порядке является нарушение или не- правильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с подпунктом 19 пункта первого статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по ста-рости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, установлен-ного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осущес-твлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых за-считывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в уч-реждениях для детей (далее – Список), и Правила исчисления периодов рабо- ты, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее – Правила).

Из материалов дела следует, что 6 июля 2011 года Хазиева В.Р. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском рай-оне и г.Нижнекамске Республики Татарстан с заявлением о назначении досроч-ной трудовой пенсии.

Решением ответчика .... от 15 июля 2011 года в назначении пенсии истице было отказано в связи с отсутствием специального стажа – 25 лет. В бес-спорном порядке в данный стаж ответчиком было зачтено 12 лет 6 месяцев 28 дней. Спорные периоды обучения в Удмуртском государственном университете имени 50-летия СССР с 1 сентября 1982 года по 24 июня 1987 года, нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 года по 14 мая 1993 года, рабо-ты в должности воспитателя в общежитии Всесоюзного добровольного спортив-ного общества «Трудовые резервы» с 26 августа 1987 года по 15 августа 1988 го-да, в должности преподавателя в МАОУ ДОД «Детская художественная школа № 1» с 1 января 2001 года по 31 декабря 2010 года в специальный стаж Хазиевой В.Р. ответчиком включены не были.

Выводы суда первой инстанции о необходимости включения в льготный стаж истицы периода ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 года по 14 мая 1993 года следует признать правильными, поскольку он был предоставлен 21 января 1992 года – то есть в период действия правового регу- лирования, предусматривающего включение этих периодов в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

В данной части решение суда участвующими в деле лицами не обжалуется и предметом кассационного рассмотрения не является.

Решение суда в части включения других вышеперечисленных периодов в специальный стаж Хазиевой В.Р. нельзя признать обоснованным.

Так, в соответствии с пунктом 2 указанного выше Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвеще-ния и здравоохранения, в стаж работы учителей и других работников просвеще-ния, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педаго-гическая деятельность.

Как видно из трудовой книжки истицы, 9 октября 1981 года она была при-нята в детскую художественную школу на должность преподавателя и 5 августа 1982 года освобождена от нее в связи с поступлением в университет. С 1 сен- тября 1982 года по 1 августа 1987 года Хазиева В.Р. обучалась в Удмуртском го-сударственном университете имени 50-летия СССР, а после окончания обуче-ния – с 26 августа 1987 года была принята на должность воспитателя в обще-житие Всесоюзного добровольного спортивного общества «Трудовые резервы», где проработала до 15 августа 1988 года.

Поскольку период работы истицы в общежитии Всесоюзного доброволь- ного спортивного общества «Трудовые резервы» не был зачтен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осущес-твлением педагогической деятельности, а наименование данного учреждения не предусмотрено соответствующими Списками, оснований для зачета в специаль-ный стаж Хазиевой В.Р. предшествовавшего периода обучения у суда не име-лось.

Также нельзя согласиться с решением суда и в части включения в спе-циальный стаж истицы периода ее работы в должности преподавателя в МАОУ ДОД «Детская художественная школа № 1» с 1 января 2001 года по 31 декабря 2010 года.

Согласно пункту 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность работа в должностях, указанных в пункте 2 раз- дела «Наименование должностей» Списка (педагог дополнительного образова-ния), в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

- на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреж-дениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

-     у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в пе-риод с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

В данном случае на 1 января 2001 года у Хазиевой В.Р. отсутствовал стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. В этой связи у суда не имелось правовых оснований для зачета периода ее работы в должности преподавателя в МАОУ ДОД «Дет-ская художественная школа № 1» в специальный стаж педагогической деятель-ности и возложения на ответчика обязанности по назначению истице досрочной трудовой пенсии с 6 июля 2011 года, так как на день обращения с заявлением в орган пенсионного фонда у нее отсутствовал требуемый для этого стаж работы.

При указанных обстоятельствах, принятое судом решение в данной части подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, уста-новлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия, не переда-вая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, считает возможным вы-нести новое решение об отказе в удовлетворении требований Хазиевой В.Р. о включении в ее специальный стаж периода учебы в Удмуртском государствен-ном университете имени 50-летия СССР с 1 сентября 1982 года по 24 июня 1987 года, периода работы в качестве преподавателя МАОУ ДОД «Детская художест-венная школа № 1» с 1 января 2001 года по 31 декабря 2010 года и назначении досрочной трудовой пенсии с 6 июля 2011 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366, пунктом 4 части первой статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Фе-дерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 16 де-кабря 2011 года по данному делу в части возложения на Управление Пенсион-ного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан обязанности по включению в специальный трудовой стаж Хазиевой В.Р. периода учебы в Удмуртском государственном университете имени 50-летия СССР с 1 сентября 1982 года по 24 июня 1987 года, периода работы в качестве преподавателя МАОУ ДОД «Детская художественная школа № 1» с 1 января 2001 года по 31 декабря 2010 года и назначения досрочной тру-довой пенсии с 6 июля 2011 года отменить и принять в данной части новое ре-шение об отказе в удовлетворении указанных требований.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: