о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку



Судья Исаева А.Р. дело № 33-1205/2012 учет № 57 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 февраля 2012 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,

судей Сазоновой В.Г. и Фахрутдиновой Р.А.,

при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гилманова Р.Р. гражданское дело по кассационной жалобе муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» на решение Приволжского районного суда г. Казани от 12 декабря 2011 года, которым на муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на <адрес>.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан – Новрузова Н.Г. и представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани – Зариповой А.Д., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА :

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан обратилось в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее – ИК МО г. Казани), муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» (далее – МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО
г. Казани») о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку. В обоснование иска указано, что 21 сентября 2011 года государственным инспектором по экологии Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан с участием представителя администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани было проведено обследование санитарно-экологического состояния территории оврага, расположенного <адрес>. В ходе обследования выявлен несанкционированный сброс на почву следующих отходов производства и потребления: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 91100100 01 00 4); отходы из жилищ крупногабаритные (код 91100200 01 00 5); бой железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме (код 31402702 01 99 5) в объеме 500 куб. м, на площади 18 кв.м. на склоне оврага по <адрес>. В результате отсутствия организации сбора и вывоза ТБО от населения, образовались свалки бытового мусора. При этом органом местного самоуправления не предприняты меры по ликвидации и предотвращению дальнейшей утилизации отходов производства и потребления на указанной территории, являющейся землями общего пользования. Поскольку эти нарушения создают угрозу для жизни и здоровья людей, наносят существенный вред состоянию и качеству окружающей среды, истец просил суд обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную <адрес>.

Определением суда от 12 декабря 2011 года по ходатайству истца ИК МО
г. Казани исключен из числа ответчиков и привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.

Ответчик – представитель МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» Гарифуллина Л.Т. иск не признала.

Третье лицо - представитель ИК МО г. Казани Зарипова А.Д. возражала против удовлетворения иска.

Суд иск удовлетворил.

В кассационной жалобе представитель МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» Зейнутдинов М.Н. просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение либо принять новое решение об отказе в иске. В жалобе отмечается, что каких-либо допустимых доказательств наличия на вышеуказанной территории несанкционированной свалки истцом суду не представлено. Более того, в жалобе указано, что суд необоснованно не принял во внимание доводы ответчика об отсутствии у органа местного самоуправления финансовой возможности для ликвидации свалок, поскольку предусмотренные бюджетом на эти цели денежные средства в настоящее время израсходованы.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Согласно ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу положений ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленным отходов.

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что государственным инспектором по экологии Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Шакирзяновым Р.Г. при участии государственного инспектора Республики Татарстан по охране природы Валиева Р.Н. в присутствии заместителя начальника отдела внешнего благоустройства МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» Хусаинова Н.Н.
21 сентября 2011 года было проведено обследование санитарно-экологического состояния территории оврага, расположенного <адрес>.

В ходе обследования выявлен несанкционированный сброс на почву следующих отходов производства и потребления: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 91100100 01 00 4); отходы из жилищ крупногабаритные (код 91100200 01 00 5); бой железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме (код 31402702 01 99 5) в объеме 500 куб. м, на площади 18 кв.м. на склоне оврага по <адрес>. В результате отсутствия организации сбора и вывоза ТБО от населения, образовались свалки бытового мусора.

Поскольку органом местного самоуправления не предприняты меры по ликвидации и предотвращению дальнейшей утилизации отходов производства и потребления на данной территории, являющейся землями общего пользования, суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении иска Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, возложив на МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО
г. Казани» обязанность ликвидировать вышеуказанную несанкционированную свалку отходов.

Судом обоснованно указано, что ненадлежащее выполнение ответчиком возложенных на него обязанностей по организации утилизации отходов производства и потребления негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения.

Доводы кассационной жалобы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» об отсутствии допустимых доказательств, подтверждающих наличие спорной несанкционированной свалки, являются несостоятельными, поскольку опровергаются имеющимися в материалах дела фотоматериалами и актом обследования состояния территории от 21 сентября 2011 года, составленным по результатам указанной выше проверки. При этом, судом были обоснованно отклонены доводы ответчика о ликвидации свалки в октябре 2011 года ввиду того, что ответчиком не были представлены какие-либо доказательства в подтверждение данных доводов.

Доводы жалобы об отсутствии у ответчика финансовой возможности для ликвидации свалки, не могут служить основанием для отмены принятого судом решения, поскольку исполнение органом местного самоуправления обязанностей по утилизации и переработке бытовых и промышленным отходов не может быть поставлено в зависимость от наличия бюджетных денежных средств ввиду угрозы для жизни и здоровья людей и нанесения вреда состоянию и качеству окружающей среды.

Таким образом, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено.

С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы ответчика судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст.ст. 199, 350, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

решение Приволжского районного суда г. Казани от 12 декабря 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО
г. Казани» – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи :