Судья Хафизова Р.Р. дело № 33-719/2012 учет № 57 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 06 февраля 2012 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Гилманова Р.Р., судей Сазоновой В.Г. и Янсона А.С., при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи исковые требования Гилмутдинова С.М., Гилмутдиновой Р.Н., действующей также в интересах несовершеннолетней Гилмутдиновой Р.С., удовлетворить. Внести изменения в п.п. 1.2, 2.2 протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры от 14 августа 2008 года к договору социальной ипотеки № 1650006754 от 05 марта 2008 года, заменив слова «29.000 руб.» на «22.000 руб.». Обязать некоммерческую организацию «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» произвести перерасчет платежей исходя из расчета стоимости 1 кв. м жилья по 22 000 руб. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» - адвоката Харасова А.А. и представителя Кабинета Министров Республики Татарстан – Абрамовой А.В., поддержавших доводы жалобы, объяснения Гилмутдинова С.М., Гилмутдиновой Р.Н., действующей также в интересах несовершеннолетней Гилмутдиновой Р.С., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА : Гилмутдинов С.М. и Гилмутдинова Р.Н., действующая также в интересах несовершеннолетней Гилмутдиновой Р.С., обратились в суд с иском к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (далее – НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан») о внесении изменений в договор социальной ипотеки. В обоснование иска указано, что истцами на основании договора социальной ипотеки № 1650006754 от 05 марта 2008 года, заключенного с НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» в лице социально-ипотечного потребительского кооператива «Строим будущее» (далее – СИПК «Строим будущее») и протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина от 14 августа 2008 года была приобретена квартира по <адрес>. Согласно условиям данного соглашения стоимость 1 кв. м квартиры установлена в размере 29.000 руб. Однако, истцы, ссылаясь на постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 92 от Ответчик – представитель НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан», а также представители третьих лиц – СИПК «Строим будущее», Кабинета Министров Республики Татарстан, ЗАО «Трест Камдорстрой» в суд не явились. Суд иск удовлетворил. В кассационной жалобе исполнительный директор НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» Абдуллин Т.М. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. В жалобе отмечается, что оспариваемые истцами пункты договора социальной ипотеки, регулирующие порядок оплаты площади жилого помещения, соответствуют требованиям республиканских нормативных правовых актов, устанавливающих дифференцированные условия, сроки рассрочки платежей и размеры стоимости 1 кв. м жилья в зависимости от категорий граждан, нуждающихся в государственной поддержке. В жалобе также указано на добровольность участия истцов в программе социальной ипотеки и принятие ими условий заключенного с ответчиком договора при его подписании. Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене. Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной. Судом установлено, что Гилмутдиновым С.М. и Гилмутдиновой Р.Н., действующей также в интересах несовершеннолетней Гилмутдиновой Р.С., на основании договора социальной ипотеки № 1650006754 от 05 марта 2008 года, заключенного с НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» в лице социально-ипотечного потребительского кооператива «Строим будущее» (далее – СИПК «Строим будущее») и протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина от 14 августа 2008 года была приобретена квартира по <адрес>. Согласно условиям данного соглашения стоимость 1 кв. м квартиры установлена в размере 29.000 руб. 19 февраля 2010 года истцами в адрес ответчика было направлено письмо с требованием об уменьшении стоимости 1 кв. м жилья и приведении протокола участия, выбора и передачи квартиры в соответствие с действующим законодательством. Письмом за исх. № 1921 от 15 марта Принимая решение об удовлетворении иска Гилмутдиновых, суд первой инстанции указал, что пункты 1.2, 2.2 протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина от 14 августа 2008 года, устанавливающие стоимость 1 кв. м предоставленного жилья в размере С обоснованностью такого решения судебная коллегия согласиться не может, поскольку нормы материального права судом первой инстанции применены неправильно. В соответствии с ч.ч. 1. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). Согласно ч. 1 ст. 422 Гражданского кодека Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В соответствии со ст. 4 Закона Республики Татарстан от 27 декабря Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от В соответствии с положениями данной Целевой программы к ожидаемым конечным результатам реализации Программы и показателям эффективности Программы отнесены: 1. Осуществление инвестиций в целях: - обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан по социальной ипотеке в размере не менее 4448, 311 млн. рублей со сдачей 246, 472 тыс. кв. метров по цене не более 22 тыс. рублей за 1 кв. метр; - реализации молодым семьям - участникам Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 годы» в размере - реализации построенного жилья молодым специалистам на селе в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» по цене не более 22 тыс. рублей за 1 кв. метр в размере 1435, 916 млн. рублей с вводом 165, 369 тыс. кв. метров, в том числе 1005 млн. рублей без начисления процентов и без обязательства возврата молодыми специалистами при условии 5 лет проживания в реализованном исполнителем Программы жилье, 430, 916 млн. рублей на условиях возврата молодыми специалистами без начисления процентов сроком до 15 лет; - реализации построенного жилья в Республике Татарстан, необходимого для развития промышленных комплексов, в размере 1042, 8 млн. рублей на 47,4 тыс. кв. метров, реализуемого по цене не более 22 тыс. рублей за 1 кв. метр; 2. Осуществление выплат компенсаций при рождении ребенка в семьях, состоящих на учете по социальной ипотеке, в размере не менее 220000 тыс. рублей из расчета 200 тыс. рублей на одного ребенка. 3. Формирование земельных участков, подлежащих включению в Государственный резерв земель Республики Татарстан. Объем построенного жилья на территории Республики Татарстан с целью реализации гражданам на льготных условиях должен составить 509, 137 тыс. кв. метров, из них: на условиях социальной ипотеки - 246, 472 тыс. кв. метров; по Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 годы» - 49, 896 тыс. кв. метров; по Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года» - 165, 369 тыс. кв. метров; для развития промышленного комплекса - 47, 400 тыс. кв. метров. Требуемая стоимость квадратного метра жилья с учетом развития придомовых сетей, построенного на инвестиции исполнителя Программы, не должна превышать 22 тыс. рублей. Как следует из содержания вышеназванной Целевой программы, она определяет основные цели, задачи и сроки ее реализации, программные мероприятия, ресурсное обеспечение, а также механизм реализации и контроль за ходом ее реализации. Установленная данной Целевой программой стоимость 1 кв. м жилья - не более 22.000 кв. м отражает лишь требования к размеру себестоимости жилых помещений с учетом заложенного республиканским правительством объема инвестиций, направляемых на развитие жилищного строительства в республике. При этом указанная в качестве конечных результатов цена реализации 1 кв. м жилья в размере не более 22.000 руб. распространяется только на отдельные категории граждан, а именно – на молодые семьи - участники Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 годы», на молодых специалистов на селе в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года», а также на граждан, которым жилье предоставляется в рамках реализации построенного жилья в Республике Татарстан, необходимого для развития промышленных комплексов. Обеспечение жильем других категорий граждан в Республике Татарстан осуществляется в рамках социальной ипотеки в порядке и на условиях предусмотренных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года № 366 «О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года № 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» и совершенствованию порядка предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки». Положениями данного постановления установлено, что жилые помещения, предназначенные для предоставления в рамках государственной поддержки, строительство которых проинвестировано специализированной организацией по социальной ипотеке в объеме средств, безвозвратно переданных государственным заказчиком по соглашению, распределяются следующим образом: для работников бюджетной сферы - 45% объема построенного жилья; для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, - 45% объема фактического участия в финансировании государственной поддержки накопительным итогом начиная с 2005 года; для граждан, нуждающихся в неотложной поддержке, - 10% объема построенного жилья. При этом предусмотрено, что для граждан, участвующих в целевых программах, жилые помещения предоставляются в объеме, определяемом попечительским советом специализированной организации, на условиях, предусмотренных соответствующими целевыми программами, а для граждан, в том числе для работников бюджетной сферы, жилые помещения, построенные за счет дополнительных источников специализированных организаций, предоставляются в объеме, согласованном попечительским советом специализированной организации. В соответствии с нормативами, определенными указанным постановлением, общая площадь жилых помещений, предоставляемых с государственной поддержкой: для одиноко проживающего гражданина составляет 33 кв. метра; для семьи численностью 2 человека - 42 кв. метра; для семьи численностью 3 и более человек - по 18 кв. метров на одного человека. Превышение норматива при предоставлении жилых помещений с государственной поддержкой по установленной льготной цене в городах Казани, Набережные Челны, Альметьевске, Нижнекамске, Зеленодольске, Елабуге не должно составлять более 20 процентов. Если превышение норматива составляет более 20 процентов, то общая площадь жилого помещения, превышающая норматив (в том числе 20 процентов), оплачивается с применением повышающего коэффициента к цене 1 кв. метра жилья, утверждаемого Кабинетом Министров Республики Татарстан для реализации по социальной ипотеке. Предоставление жилых помещений с государственной поддержкой работникам организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, осуществляется по нормативам, определенным в порядке, установленном коллективным договором (пункты 2, 3, 4). В соответствии с Порядком определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года № 366, начальная стоимость 1 кв. метра приобретаемого жилого помещения - стоимость, определенная с учетом затрат, осуществленных при финансировании строительства, капитализации земельного участка и состояния рынка недвижимости. Начальная стоимость 1 кв. метра приобретаемого жилого помещения устанавливается специализированной организацией (Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан). Стоимость неоплаченной части жилого помещения увеличивается из расчета 7% годовых ежемесячно (7/12 процента в месяц) со дня утверждения акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (пункты 2, 3). С учетом изложенных выше требований закона судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности заявленных Гилмутдиновыми исковых требований. Как указано в кассационной жалобе НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» предоставление истцам квартиры <адрес> было осуществлено на льготных основаниях с условием оплаты 10% стоимости общей площади жилья без учета сверхнормативной площади жилья, подлежащей оплате с повышающим коэффициентом, в связи с тем, что они не выиграли квартиру в жилых домах <адрес>. Из материалов дела следует, что предоставление Гилмутдиновым жилого помещения осуществлялось как работникам организации ЗАО «Трест Камдорстрой», участвующей в финансировании социальной ипотеки. Указание в коллективном договоре ЗАО «Трест Камдорстрой» на норматив жилой площади отсутствует. При этом ЗАО «Трест Камдорстрой» в адрес НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» было направлено письмо № 1690 от 28 июля 2008 года, с просьбой не учитывать норматив предоставляемой площади при обеспечении жильем семьи Гилмутдинова С.М. Из договора социальной ипотеки № 1650006754 от 05 марта 2008 года и протокола участия, выбора в передаче будущей собственной квартиры гражданина от 14 августа 2008 года, подписанного сторонами, видно, что Гилмутдиновым предоставлена квартира по <адрес>, площадью 73 кв. м, тогда как по установленному нормативу им на семью из 3-х человек полагалось жилое помещение, площадью 54 кв. м. Согласно пунктам 1.3, 2.2 и 2.3 протокола от 14 августа 2008 года условия и срок рассрочки платежей граждан определяются в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года № 366, стоимость 1 кв. м составляет 29.000 руб., при этом сверхнормативная площадь выбранной квартиры отсутствует. Таким образом, на истцов не распространяются условия, ограничивающие величину стоимости 1 кв. м предоставляемого гражданам жилья, которые установлены Целевой программой, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 92 от 18 февраля 2008 года, поскольку истцы относятся к категории граждан – работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки. В связи с этим обеспечение Гилмутдиновых жилым помещением было осуществлено на общих основаниях, предусмотренных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года № 366, согласно которому начальная стоимость 1 кв. м приобретаемого жилого помещения устанавливается специализированной организацией с учетом затрат, осуществленных при финансировании строительства, капитализации земельного участка и состояния рынка недвижимости. При этом в соответствии с пунктом 3 данного нормативного правового акта установлена возможность увеличения стоимости неоплаченной части жилого помещения. При этом Гилмутдиновы добровольно приняли участие в конкурсе по выбору квартиры и подписали протокол от 14 августа 2008 года, приняв все содержащиеся в нем условия предоставления квартиры, в том числе устанавливающие стоимость 1 кв. м жилого помещения в размере 29.000 руб. без учета сверхнормативной площади предоставленного жилья, подлежащей в силу закона оплате с повышающим коэффициентом. Кроме того, истцами был согласован график выкупа квартиры на период с <дата>, согласно которому истцами в течение 2,5 лет надлежащим образом исполнялись принятые на себя договорные обязательства и вносились денежные средства на расчетный счет адрес НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан». Эти обстоятельства, свидетельствующие о соответствии правоотношений сторон нормам гражданского законодательства, а также принципу свободы заключения договора судом первой инстанции не были приняты во внимание. Поскольку условия оспариваемого истцами соглашения в части установления стоимости 1 кв. м квартиры <адрес> в размере 29.000 руб. не противоречат требованиям действующих нормативных правовых актов Республики Татарстан, регулирующих порядок предоставления гражданам жилья по социальной ипотеке и условия оплаты гражданами приобретенных жилых помещений, правовых оснований для изменения заключенных между сторонами соглашений у суда не имелось. Ссылка истцов на другие судебные решения, состоявшиеся в отношении договоров социальной ипотеки, заключенных между ответчиком и гражданами, которым были предоставлены квартиры по социальной ипотеке, не может служить основанием для удовлетворения иска, поскольку данные судебные постановления не имеют преюдициального значения по смыслу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку обстоятельства дела установлены с достаточной полнотой, однако судом первой инстанции допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия на основании имеющихся в деле доказательств считает необходимым отменить решение суда и, не направляя дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска Гилмутдиновых С.М. и Р.Н. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 350, 361, п. 4 ч. 1 ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА : решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 12 октября 2011 года по данному делу отменить и принять новое решение. В удовлетворении иска Гилмутдинова С.М., Гилмутдиновой Р.Н., действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетней Гилмутдиновой Р.С. к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» о внесении изменений в пункты договора ипотеки и протокола участия, выбора и передачи квартиры, а также в возложении обязанности произвести перерасчет суммы платежей отказать. Председательствующий - Судьи :
Гилманова Р.Р. гражданское дело по кассационной жалобе некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 12 октября 2011 года, которым постановлено:
18 февраля 2008 года «О Целевой программе «Республиканская государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях» на 2008 год», полагают что стоимость 1 кв. м жилья, предоставляемого гражданам по социальной ипотеке, не должна превышать 22.000 руб. Указывая на необходимость приведения возникших между сторонами правоотношений в соответствие с республиканскими нормативными правовыми актами, истцы просили суд внести изменения в протокол участия, выбора в передаче будущей собственной квартиры гражданина от 14 августа 2008 года к договору социальной ипотеки
№ 1650006754 от 05 марта 2008 года в части указания стоимости квадратного метра предоставленного жилья и произвести перерасчет суммы платежей.
2010 года Гилмутдиновым отказано в уменьшении стоимости 1 кв. м жилья.
29.000 руб. противоречат постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан № 92 от 18 февраля 2008 года. При этом, предусмотренные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 366
от 02 августа 2007 года условия предоставления жилья в рамках социальной ипотеки с оплатой сверхнормативной площади жилья по повышающему коэффициенту к правоотношениям сторон не применимы.
2004 года № 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» государственная поддержка развития жилищного строительства в Республике Татарстан осуществляется на основе принципов доступности, обеспечения содействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Татарстан реализации жителями Республики Татарстан конституционного права на жилище, платности, срочности, возвратности, адресности государственной поддержки с учетом доходов граждан, обеспечения защиты прав граждан и инвесторов.
18 февраля 2008 года № 92 утверждена Целевая программа «Республиканская государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях» на 2008 год».
1097, 712 млн. рублей с вводом 49, 896 тыс. кв. метров по цене не выше установленной Министерством регионального развития Российской Федерации;