о признании незаконным решения об исключении из списка граждан, изъявивших желание приобрести жилое помещение за счет средств федерального бюджета



Судья Кашапов С.Р. Дело № 33-1871/2012

Учет 57

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 марта 2012 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи ГилмановаР.Р., судей Сазоновой В.Г. и Галиевой А.С., при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сазоновой В.Г. апелляционные жалобы Исполнительного комитета Бавлинского муниципального района Республики Татарстан и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства на решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 30декабря 2011 года, которым постановлено: заявление Белова А.П. удовлетворить. Признать решение общественной жилищной комиссии исполнительного комитета Бавлинского муниципального района Республики Татарстан №.... от <дата> об исключении Белова А.П. из сводного списка граждан, изъявивших желание приобрести жилое помещение за счет средств федерального бюджета и возложить на общественную жилищную комиссию исполнительного комитета Бавлинского муниципального района Республики Татарстан обязанность устранить допущенное нарушение. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителя ИК Бавлинского муниципального района РТ- ФИО1, представителя МСА И ЖКХ РТ- ФИО2 в поддержку доводов жалобы, Белова А.П., возражавшего против апелляционных жалоб, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Белов А.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения общественной жилищной комиссии исполнительного комитета Бавлинского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту – общественная жилищная комиссия ИК Бавлинского муниципального района РТ) №.... от <дата> об исключении из списка граждан, изъявивших желание приобрести жилое помещение за счет средств федерального бюджета.

В обоснование заявленных требований Белов А.П. указывает, что <дата> он обратился с заявлением в ИК Бавлинского муниципального района РТ с просьбой включить его в список на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения как военнослужащего, уволенного с военной службы в запас, представив для этого все необходимые документы. Уведомлением от <дата> Белову А.П. было сообщено, что на основании решения общественной жилищной комиссии ИК Бавлинского муниципального района РТ №.... от <дата> он исключен из сводного списка граждан, изъявивших желание приобрести жилое помещение за счет средств федерального бюджета. Белов А.П. просит суд признать незаконным указанное решение. Белов А.П. заявление поддержал. Представитель ИК Бавлинского муниципального района РТ с заявлением не согласился. Представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее по тексту – МСА и ЖКХ РТ) на судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке. В апелляционной жалобе ИК Бавлинского муниципального района РТ ставится вопрос об отмене решения суда. В жалобе указано, что Белов А.П. исключен лишь из списка граждан, изъявивших желание приобрести жилое помещение за счет средств федерального бюджета по категории военнослужащий, уволенный с военной службы в запас. При этом Белов А.П. продолжает состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории ветеран боевых действий. В решении суд указал на права и льготы Белова А.П., установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах». Для граждан, относящихся к категории «ветераны боевых действий», законодательством установлен иной способ и порядок реализации права на жилье. В апелляционной жалобе МСА и ЖКХ РТ ставится вопрос об отмене решения суда. В жалобе указывается, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно не применил закон, подлежащий применению. Так, для граждан, относящихся к категории «ветераны боевых действий», законодательством установлен иной способ и порядок реализации права на жилье.

Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления.

В соответствии с пунктом.4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права.

На основании пункта 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Принимая решение об удовлетворении заявления Белова А.П., суд первой инстанции исходил из того, что Белов А.П. проходил службу по контракту в рядах Российской армии с <дата> по <дата>, был уволен в запас по сокращению штатов. Затем проходил службу на должностях младшего, среднего и старшего начальствующего состава МВД РТ, уволен по состоянию здоровья. Он имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 ФЗ «О ветеранах», является нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями постановления Кабинета Министров РТ от 09 августа 2011 года № 643 «Об утверждении Правил предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».

С таким выводом судебная коллегия согласиться не может.

Согласно пункту 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 «Правил предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение либо строительство жилого помещения в Республике Татарстан», утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.08.2011 N 643, правила устанавливают порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» (далее - Закон), жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение либо строительство жилого помещения в Республике Татарстан.

Право на обеспечение жилым помещением за счет выделяемых из федерального бюджета в соответствии с Законом субвенций имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, принятые органами местного самоуправления Республики Татарстан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года (далее - граждане), а именно:

а) граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

б) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В соответствии с положениями пункта 6 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 (ред. от 06.10.2011) «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:

а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:

по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

по состоянию здоровья;

в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении;

в) члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;

г) лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии.

Из материалов дела видно, что Белов А.П. проходил службу по контракту в рядах Российской армии с <дата> по <дата>. Прапорщик Белов А.П. был уволен приказом командира войсковой части .... от <дата>.... в запас по сокращению штатов. На момент увольнения срок службы по контракту составил 4 года. В период с <дата> по <дата> он проходил службу на должностях младшего, среднего и старшего начальствующего состава МВД РТ, уволен по состоянию здоровья.

С заявлением о постановке его на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий в виде получения единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения по категории военнослужащий, уволенный с военной службы, в исполком Бавлинского муниципального района Республики Татарстан он обратился <дата>, то есть после 1 марта 2005 года.

Таким образом, к лицам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Белов А.П. не относится.

Белов А.П. состоит на учете на улучшение жилищных условий по категории «ветеран боевых действий». Обеспечение жильем ветеранов боевых действий осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» за счет средств федерального бюджета путем предоставления субсидии на приобретение жилья в порядке, установленном Положением о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года № 275. Учет граждан, составление сводного списка и предоставление субсидий указанной категории граждан осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Белова А.П. у суда первой инстанции не имелось, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований Белова А.П.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 30декабря 2011 года по данному гражданскому делу отменить, вынести новое решение. В удовлетворении заявления Белова .... о признании незаконным решения общественной жилищной комиссии исполнительного комитета Бавлинского муниципального района Республики Татарстан №.... от <дата> об исключении из списка граждан, изъявивших желание приобрести жилое помещение за счет средств федерального бюджета отказать. Председательствующий: Судьи: