Судья: Сулейманов М.М. дело № 33-2088/2012 учет 57 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сальниковой М.М. гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Алексеевского района Республики Татарстан – Давлетшиной Ф.Ф. на решение Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 19 января 2012 года, которым постановлено: в удовлетворении заявления прокурора Алексеевского района Республики Татарстан к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Алексеевская детская школа искусств», Исполнительному комитету муниципального образования Алексеевский муниципальный район Республики Татарстан об оборудовании объектов инфраструктуры специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов отказать. УСТАНОВИЛА: прокурор Алексеевского района Республики Татарстан обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением о возложении на муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Алексеевская детская школа искусств» (далее – Алексеевская детская школа искусств) и Исполнительный комитет Алексеевского муниципального района Республики Татарстан (далее–Исполнительный комитет Алексеевского района) обязанности оборудовать объект необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов (пандусами и поручнями), соответствующими требованиям строительных норм и правил. В обоснование своих требований прокурор ссылается на отсутствие таких приспособлений у входа в здание Алексеевской детской школы искусств, что противоречит требованиям Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ущемляет гарантированные государством права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Представитель Алексеевской детской школы искусств Гренадерова Т.А. иск не признала, пояснив, что в здании также располагается отдел записи актов гражданского состояния, который имеет отдельный вход, оборудованный специальными средствами – пандусами. Лица с ограниченными возможностями имеют доступ в здание Алексеевской детской школы искусств через другой вход. Суд принял решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, мотивируя свое решение недоказанностью отсутствия специальных приспособлений, обеспечивающих беспрепятственных доступ граждан-инвалидов в спорное здание. В апелляционном представлении прокурор указывает, что Алексеевская детская школа искусств и отдел записи актов гражданского состояния имеют разный режим работы, кроме того, межкомнатные двери в школу искусств запираются, и попасть туда в отсутствие должностных лиц отдела затруднительно. Судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии со статьей 15 Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Требования к оборудованию общественных зданий и сооружений специальными приспособлениями для инвалидов и других маломобильных групп населения содержатся в СП 35-01-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73, которые предусматривают, что в здании должен быть как минимум один вход, оборудованный пандусом; в полотнах наружных дверей следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом; нижняя часть дверных полотен на высоту не менее 0,3 м от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой. В материалах дела имеется фотоматериал, из которого видно, что вход в помещения Алексеевской детской школы искусств не оборудован специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, факт отсутствия таких приспособлений при входе в школу стороны не отрицали. Поэтажный план объекта, принятый судом в качестве доказательства отсутствия препятствий для входа в здание лиц с ограниченными возможностями, не содержит достоверных данных о наличии специальных приспособлений при входе в здание со стороны отдела записи актов гражданского состояния. Суд не дал оценки доводам о различном режиме работы Алексеевской детской школы искусств и отдела записи актов гражданского состояния, а также не исследовал вопрос о реальной возможности доступа в здание лиц с ограниченными возможностями, в связи с чем судебная коллегия считает решение суда необоснованным. Правовые и социальные меры, гарантированные государством, по обеспечению инвалидам условий для преодоления ограничений жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, должны быть реально им предоставлены. Нормы статьи 15 Федерального закона направлены на обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, под которым в данном случае следует понимать образовательное учреждение, и доступ в данное учреждение не может зависеть от переменных обстоятельств, как наличие ключей или охранника, а должен быть гарантирован гражданину в часы работы данного учреждения. Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно истолкованы нормы статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», что в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда. Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьями 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Председательствующий: Судьи: