27 февраля 2012 года город Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Гилманова Р.Р., судей Сазоновой В.Г., Янсона А.С. при секретаре судебного заседания Аскаровой А.Т. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи иск Гимрановой Н.Г., действующей за себя и в интересах несовершеннолетней Гимрановой А.А., удовлетворить. Обязать некоммерческую организацию «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» внести изменения в пункты 1.2, 2.2 протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры от <дата> к договору социальной ипотеки .... от <дата>, заменив слова о стоимости 1 квадратного метра квартиры с «29000 рублей» на «22000 рублей». Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» - Гилязова Х.М., представителя Кабинета Министров Республики Татарстан – Мухамадиеву Ф.М., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя Гимрановой Н.Г. – Мугиновой Л.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Гимранова Н.Г., действуя в своих интересах и в интересах своей несовершеннолетней дочери Гимрановой А.А., обратилась в суд с иском к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (далее – НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан») о внесении изменений в договор социальной ипотеки и в протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина. В обоснование иска указано, что на основании договора социальной ипотеки .... от <дата>, заключенного истцом с НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» в лице социально-ипотечного потребительского кооператива «Строим будущее» (далее – СИПК «Строим будущее») и протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина от <дата> истцом была приобретена квартира по адресу: <адрес>. Согласно условиям данного соглашения стоимость 1 кв. м квартиры установлена в размере 29.000 руб. Однако, истец, ссылаясь на постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 92 от Ответчик – представитель НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан», а также представитель третьего лица – СИПК «Строим будущее» в суд не явились. Представитель третьего лица - Кабинета Министров Республики Татарстан с иском не согласилась. Суд иск удовлетворил. В апелляционной жалобе исполнительный директор НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» Абдуллин Т.М. просит решение суда отменить и принять новое решение. В жалобе отмечается, что оспариваемые истцом пункты протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина от <дата> к договору социальной ипотеки, регулирующие порядок оплаты площади жилого помещения, соответствуют требованиям республиканских нормативных правовых актов, устанавливающих дифференцированные условия, сроки рассрочки платежей и размеры стоимости 1 кв. м жилья в зависимости от категорий граждан, нуждающихся в государственной поддержке. В жалобе также указано на добровольность участия истца в программе социальной ипотеки и принятие ею условий заключенного с ответчиком договора при его подписании. Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене. Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В соответствии с положениями ч. 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной. Судом установлено, что Гимрановой Н.Г., действующей также в интересах несовершеннолетней Гимрановой А.А., на основании договора социальной ипотеки .... от <дата>, заключенного с НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» в лице социально-ипотечного потребительского кооператива «Строим будущее» и протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина от <дата> была приобретена квартира по адресу: <адрес>. Согласно условиям данного соглашения стоимость 1 кв. м квартиры установлена в размере 29.000 руб. В дальнейшем истец неоднократно обращалась к ответчику с требованием об уменьшении стоимости 1 кв. м жилья и приведении протокола участия, выбора и передачи квартиры в соответствие с действующим законодательством. Письмом за исх. № 1596 от 04 марта 2010 года ответчик отказал Гимрановой Н.Г. в уменьшении стоимости 1 кв. м жилья. Принимая решение об удовлетворении иска суд первой инстанции указал, что пункты 1.2, 2.2 протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина от <дата>, устанавливающие стоимость 1 кв. м. предоставленного жилья в размере 29.000 руб., противоречат постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан № 92 от 18 февраля 2008 года. При этом, предусмотренные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 366 от 02 августа 2007 года условия предоставления жилья в рамках социальной ипотеки с оплатой сверхнормативной площади жилья по повышающему коэффициенту к правоотношениям сторон не применимы. С обоснованностью такого решения судебная коллегия согласиться не может, поскольку нормы материального права судом первой инстанции применены неправильно. В соответствии с ч.ч. 1. 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена указанным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). Согласно ч. 1 статьи 422 Гражданского кодека Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В соответствии со статьёй 4 Закона Республики Татарстан от 27 декабря Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от В соответствии с положениями данной Целевой программы к ожидаемым конечным результатам реализации Программы и показателям эффективности Программы отнесены: 1. Осуществление инвестиций в целях: - обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан по социальной ипотеке в размере не менее 4448, 311 млн. рублей со сдачей 246, 472 тыс. кв. метров по цене не более 22 тыс. рублей за 1 кв. метр; - реализации молодым семьям - участникам Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 годы» в размере - реализации построенного жилья молодым специалистам на селе в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» по цене не более 22 тыс. рублей за 1 кв. метр в размере 1435, 916 млн. рублей с вводом 165, 369 тыс. кв. метров, в том числе 1005 млн. рублей без начисления процентов и без обязательства возврата молодыми специалистами при условии 5 лет проживания в реализованном исполнителем Программы жилье, 430, 916 млн. рублей на условиях возврата молодыми специалистами без начисления процентов сроком до 15 лет; - реализации построенного жилья в Республике Татарстан, необходимого для развития промышленных комплексов, в размере 1042, 8 млн. рублей на 47,4 тыс. кв. метров, реализуемого по цене не более 22 тыс. рублей за 1 кв. метр; 2. Осуществление выплат компенсаций при рождении ребенка в семьях, состоящих на учете по социальной ипотеке, в размере не менее 220000 тыс. рублей из расчета 200 тыс. рублей на одного ребенка. 3. Формирование земельных участков, подлежащих включению в Государственный резерв земель Республики Татарстан. Объем построенного жилья на территории Республики Татарстан с целью реализации гражданам на льготных условиях должен составить 509, 137 тыс. кв. метров, из них: на условиях социальной ипотеки - 246, 472 тыс. кв. метров; по Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 годы» - 49, 896 тыс. кв. метров; по Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года» - 165, 369 тыс. кв. метров; для развития промышленного комплекса - 47, 400 тыс. кв. метров. Требуемая стоимость квадратного метра жилья с учетом развития придомовых сетей, построенного на инвестиции исполнителя Программы, не должна превышать 22 тыс. рублей. Как следует из содержания вышеназванной Целевой программы, она определяет основные цели, задачи и сроки ее реализации, программные мероприятия, ресурсное обеспечение, а также механизм реализации и контроль за ходом ее реализации. Установленная данной Целевой программой стоимость 1 кв. м жилья - не более 22.000 кв. м отражает требования к размеру себестоимости жилых помещений с учетом заложенного республиканским правительством объема инвестиций, направляемых на развитие жилищного строительства в республике. При этом указанная в качестве конечных результатов цена реализации 1 кв. м жилья в размере не более 22.000 руб. распространяется только на отдельные категории граждан, а именно – на молодые семьи - участники Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 годы», на молодых специалистов на селе в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года», а также на граждан, которым жилье предоставляется в рамках реализации построенного жилья в Республике Татарстан, необходимого для развития промышленных комплексов. Обеспечение жильем других категорий граждан в Республике Татарстан осуществляется в рамках социальной ипотеки в порядке и на условиях предусмотренных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года № 366 «О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года № 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» и совершенствованию порядка предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки». Положениями данного постановления установлено, что жилые помещения, предназначенные для предоставления в рамках государственной поддержки, строительство которых проинвестировано специализированной организацией по социальной ипотеке в объеме средств, безвозвратно переданных государственным заказчиком по соглашению, распределяются следующим образом: для работников бюджетной сферы - 45% объема построенного жилья; для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, - 45% объема фактического участия в финансировании государственной поддержки накопительным итогом начиная с 2005 года; для граждан, нуждающихся в неотложной поддержке, - 10% объема построенного жилья. При этом предусмотрено, что для граждан, участвующих в целевых программах, жилые помещения предоставляются в объеме, определяемом попечительским советом специализированной организации, на условиях, предусмотренных соответствующими целевыми программами, а для граждан, в том числе для работников бюджетной сферы, жилые помещения, построенные за счет дополнительных источников специализированных организаций, предоставляются в объеме, согласованном попечительским советом специализированной организации. В соответствии с нормативами, определенными указанным постановлением, общая площадь жилых помещений, предоставляемых с государственной поддержкой: для одиноко проживающего гражданина составляет 33 кв. метра; для семьи численностью 2 человека - 42 кв. метра; для семьи численностью 3 и более человек - по 18 кв. метров на одного человека. Превышение норматива при предоставлении жилых помещений с государственной поддержкой по установленной льготной цене в городах Казани, Набережные Челны, Альметьевске, Нижнекамске, Зеленодольске, Елабуге не должно составлять более 20 процентов. Если превышение норматива составляет более 20 процентов, то общая площадь жилого помещения, превышающая норматив (в том числе 20 процентов), оплачивается с применением повышающего коэффициента к цене 1 кв. метра жилья, утверждаемого Кабинетом Министров Республики Татарстан для реализации по социальной ипотеке. Предоставление жилых помещений с государственной поддержкой работникам организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, осуществляется по нормативам, определенным в порядке, установленном коллективным договором (пункты 2, 3, 4). В соответствии с Порядком определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года № 366, начальная стоимость 1 кв. метра приобретаемого жилого помещения - стоимость, определенная с учетом затрат, осуществленных при финансировании строительства, капитализации земельного участка и состояния рынка недвижимости. Начальная стоимость 1 кв. метра приобретаемого жилого помещения устанавливается специализированной организацией (Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан). Стоимость неоплаченной части жилого помещения увеличивается из расчета 7% годовых ежемесячно (7/12 процента в месяц) со дня утверждения акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (пункты 2, 3). С учетом изложенных выше требований закона судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности заявленных Гимрановой Н.Г. исковых требований. Из договора социальной ипотеки .... от <дата> и протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина от <дата>, подписанного сторонами, видно, что Гимрановой Н.Г. предоставлена квартира по адресу: <адрес>, площадью 57,2 кв. м. Согласно пунктам 1.3, 2.2 и 2.3 протокола от 29 августа 2008 года условия и срок рассрочки платежей граждан определяются в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года № 366, стоимость 1 кв. м. составляет 29.000 руб. Таким образом, оснований для применения в отношении истца условий, ограничивающих величину стоимости 1 кв. м. предоставляемого гражданам жилья, которые установлены Целевой программой, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 92 от 18 февраля 2008 года, не им5ется, поскольку истец не относится к категориям граждан, на которых данные условия распространяются. В связи с этим обеспечение Гимрановой Н.Г. жилым помещением было осуществлено на общих основаниях, предусмотренных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года № 366, согласно которому начальная стоимость 1 кв. м приобретаемого жилого помещения устанавливается специализированной организацией с учетом затрат, осуществленных при финансировании строительства, капитализации земельного участка и состояния рынка недвижимости. При этом в соответствии с пунктом 3 данного нормативного правового акта установлена возможность увеличения стоимости неоплаченной части жилого помещения. Истец добровольно приняла участие в конкурсе по выбору квартиры и подписала протокол от <дата>, приняв все содержащиеся в нём условия предоставления квартиры, в том числе устанавливающие стоимость 1 кв.м. жилого помещения в размере 29.000 руб. Кроме того, истцом был согласован график внесения денежных средств в счёт выкупа квартиры на период с <дата> горда по <дата>, согласно которому истцами исполнялись принятые на себя договорные обязательства и вносились денежные средства на расчетный счёт НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан». Эти обстоятельства, свидетельствующие о соответствии правоотношений сторон нормам гражданского законодательства, а также принципу свободы заключения договора судом первой инстанции не были приняты во внимание. Поскольку условия оспариваемого истцом соглашения в части установления стоимости 1 кв. м квартиры <адрес> в размере 29.000 руб. не противоречат требованиям действующих нормативных правовых актов Республики Татарстан, регулирующих порядок предоставления гражданам жилья по социальной ипотеке и условия оплаты гражданами приобретенных жилых помещений, правовых оснований для изменения заключенных между сторонами соглашений у суда не имелось. Ссылка истцов на другие судебные решения, состоявшиеся в отношении договоров социальной ипотеки, заключенных между ответчиком и гражданами, которым были предоставлены квартиры по социальной ипотеке, не может служить основанием для удовлетворения иска, поскольку данные судебные постановления не имеют преюдициального значения по смыслу ч. 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым отменить обжалуемое решение в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. Руководствуясь статьями 199, 328, п. 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА : решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20 декабря 2011 года по данному делу отменить и принять новое решение. В удовлетворении иска Гимрановой Н.Г., действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетней Гимрановой А.А., к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» о внесении изменений в протокол участия, выбора и передачи будущей квартиры отказать. Председательствующий Судьи
Янсона А.С. гражданское дело по апелляционной жалобе некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20 декабря 2011 года, которым постановлено:
18 февраля 2008 года «О Целевой программе «Республиканская государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях» на 2008 год», полагает, что стоимость 1 кв. м жилья, предоставляемого гражданам по социальной ипотеке, не должна превышать 22.000 руб. Указывая на необходимость приведения возникших между сторонами правоотношений в соответствие с республиканскими нормативными правовыми актами, истец просила суд внести изменения в пункты 1.2 и 2.2 протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина от <дата> к договору социальной ипотеки
.... от <дата> в части указания стоимости квадратного метра предоставленного жилья.
2004 года № 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» государственная поддержка развития жилищного строительства в Республике Татарстан осуществляется на основе принципов доступности, обеспечения содействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Татарстан реализации жителями Республики Татарстан конституционного права на жилище, платности, срочности, возвратности, адресности государственной поддержки с учетом доходов граждан, обеспечения защиты прав граждан и инвесторов.
18 февраля 2008 года № 92 утверждена Целевая программа «Республиканская государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях» на 2008 год».
1097, 712 млн. рублей с вводом 49, 896 тыс. кв. метров по цене не выше установленной Министерством регионального развития Российской Федерации;