Судья: Кулиев И.А. дело № 33-2880/2012 учет 63 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ при секретаре судебного заседания Шигаповой Ю.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сальниковой М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Ганибаева Р.Ш. – Сакулина Р.А. на решение Ново – Савиновского районного суда города Казани от 3 февраля 2012 года, которым постановлено: в удовлетворении заявления Ганибаева Р.Ш. об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и обязании осуществить государственную регистрацию отказать. Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Ганибаева Р.Ш. – Сакулина Р.А. в поддержку апелляционной жалобы, возражения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Фасаховой Г.Р., представителя Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан Виноградова А.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции УСТАНОВИЛА: Ганибаев Р.Ш. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее – Управление Росреестра по РТ) и обязании осуществить государственную регистрацию. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что является арендатором земельного участка <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв м с кадастровым номером .... на основании договора аренды .... от <дата> года и договора передачи права аренды от <дата> года, и указанные договоры прошли государственную регистрацию. На данном участке им были возведены строения вспомогательного характера: литер А, инвентарный номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв м; литер Б, инвентарный номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв м; литер В, инвентарный номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв м; литер 1, инвентарный номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв м; литер 2, инвентарный номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв м. Для государственной регистрации права собственности на указанные строения в Управление Росреестра по РТ были представлены соответствующие декларации об объектах недвижимого имущества на каждый объект, а также их технические паспорта. Управлением Росреестра по РТ в государственной регистрации было отказано в связи с возникновением сомнений в наличии основания для государственной регистрации права на заявленные сооружения вспомогательного характера, поскольку законом запрещено предоставление дачных участков и строительство дачных домов и иных построек на землях особо охраняемых территорий. Кроме того, заявителю не выдавалось разрешение на строительство хозяйственных строений и сооружений. Ганибаев Р.Ш. считает данный отказ незаконным и необоснованным, так как арендованный им земельный участок относится к землям населенных пунктов, а не к землям особо охраняемых территорий. Кроме того, получения разрешения на строительство объектов вспомогательного назначения не требуется. В связи с этим он просит признать незаконными отказы в государственной регистрации права собственности на строения вспомогательного использования и обязать Управление Росреестра по РТ зарегистрировать право собственности на эти строения. Представитель Управления Росреестра по РТ с заявлением не согласилась, пояснив, что земельный участок передан в аренду для использования в рекреационных целях, то есть отнесен к землям особо охраняемых территорий, в связи с чем право собственности на возведенные строения не может быть зарегистрировано. В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Исполнительный комитет Лаишевского муниципального образования Республики Татарстан (далее – Исполнительный комитет), представитель которого также не согласился с заявлением, поскольку законом предусмотрен специальный перечень наименований строений, которые могут быть возведены на землях особо охраняемых территорий, а назначение возведенных заявителем строений неизвестно. Суд принял решение в вышеприведенной формулировке. В апелляционной жалобе представителя Ганибаева Р.Ш. – Сакулина Р.А. ставится вопрос об отмене решения суда. При этом указывается на ошибочность выводов суда об отнесении земельного участка к категории земель особо охраняемых территорий. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от <дата> .... весь участок относится к категории земель «земли населенных пунктов». Для отнесения земельного участка к категории земель особо охраняемых территорий должно быть принято решение о резервировании и ограничения ведения хозяйственной деятельности на данном земельном участке, который также должен быть занесен в государственный кадастр особо охраняемых территорий. Заявитель апелляционной жалобы также оспаривает вывод о необходимости получения разрешения на строительство, поскольку такой порядок для объектов вспомогательного использования не предусмотрен Градостроительным кодексом Российской Федерации. Судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующему Перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав установлен статьей 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон). Как следует из сообщений об отказе в государственной регистрации основанием для отказа послужили абзацы четвертый и десятый пункта 1 статьи 20 Федерального закона, а именно: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя. Несоответствие требованиям действующего законодательства регистрирующим органом усматривается в том, что строительство дачных домов и иных построек (строений и сооружений вспомогательного использования) не землях особо охраняемых территорий законом запрещено. Как следует из сообщений об отказе в государственной регистрации, вывод о том, что земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий, сделан Управлением Росреестра по РТ исходя из того, что он предоставлен заявителю для рекреационных целей. С данным выводом согласился и суд первой инстанции, указывая в мотивировочной части решения на то, что земельный участок передан в аренду для использования в рекреационных целях, и Управление Росреестра по РТ обосновано отнесло его к землям особо охраняемых территорий. Судебная коллегия считает, что данный вывод является ошибочным по следующим основаниям. Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации определен состав земель в Российской Федерации. Согласно части 1 данной статьи земли по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов (пункт 2) и земли особо охраняемых территорий и объектов (пункт 4). Статья 8 Кодекса устанавливает порядок отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую. В частности, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществляется путем установления или изменения в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (часть 1 статьи 8 Кодекса). В соответствии с частью 1 статьи 83 Кодекса землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (часть 2 статьи 83). Согласно статье 85 Кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, в том числе к рекреационным (пункт 5 части 1 данной статьи). Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (часть 2 статьи 85). В соответствии частью 9 статьи 85 Кодекса земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма. Частью 10 вышеуказанной статьи допускается возможность выделения в пределах границ населенных пунктов зон особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Кодекса. Понятие земель особо охраняемых территорий установлено статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 данной статьи к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Частью 2 статьи 94 Кодекса предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) иные особо ценные земли в соответствии с Кодексом, федеральными законами. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального, местного значения, а также порядок их использования устанавливается правовыми актами соответствующих органов государственной власти, федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов. Правовой режим земель рекреационного назначения установлен статьей 98 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан (часть 1 статьи 98). В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (часть 2 статьи 98). На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (часть 5 статьи 98). Как видно из вышеприведенных норм, земельные участки, предоставленные для рекреационных целей из земель населенных пунктов, не являются землями рекреационного назначения в составе особо охраняемых территорий, имеют различный правовой режим и связанные с ним ограничения хозяйственной деятельности. При таких обстоятельствах нельзя согласиться с выводом суда об отнесении земельного участка к землям особо охраняемых территорий. В кадастровом паспорте от <дата> .... указано, что весь земельный участок относится к землям населенных пунктов, и не относится к землям особо охраняемых территорий и объектов. Разрешенное использование данного земельного участка – в рекреационных целях. В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о переводе данного участка из земель населенных пунктов в земли особо охраняемых территорий в установленном законом порядке. Также нет данных и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением. Следовательно, оснований распространять на земельный участок правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный статьями 94 – 100 Земельного кодекса Российской Федерации, не имелось, и отказ в государственной регистрации по данному основанию не может быть признан законным и обоснованным. Судебная коллегия также полагает, что и вторая причина отказа в государственной регистрации – непредставление документов, необходимых для государственной регистрации прав, не имеет под собой правовой основы. Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. В соответствии с частью 1 статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Частью 3 статьи 25.3 Федерального закона предусмотрено, что документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества. Как видно из материалов дела, заявителем для государственной регистрации права собственности по каждому объекту представлены документы, обязанность предоставления которых возложена на заявителя: декларации об объекте недвижимого имущества, технические паспорта, в которых указано, что данные строения являются сооружениями вспомогательного использования. При рассмотрении документов, у регистрирующего органа возникли сомнения, могут ли декларации рассматриваться в качестве документов, подтверждающих факт создания, строения или сооружения вспомогательного назначения, так как земельный участок не предназначен для ведения личного подсобного хозяйства. Между тем, эти сомнения разрешаются нормами части 3 статьи 25.3 Федерального закона, которая устанавливает, что декларация может применяться в качестве документа, подтверждающего: факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство). Таким образом, указанная норма предусматривает возможность предоставления декларации для подтверждения факта создания иного объекта недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта не требуется выдачи разрешения на строительство, и во взаимосвязи с положениями части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации исключает какую-либо неопределенность в данном вопросе. Исходя из изложенного, судебная коллегия считает, что судом неправильно применены нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», что согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения. Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия апелляционной инстанции ОПРЕДЕЛИЛА: Признать незаконными отказы в государственной регистрации права собственности Ганибаева Р.Ш. на строения вспомогательного характера, расположенные по адресу: Республика Татарстан, <адрес> литер А, инвентарный номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв м; литер Б, инвентарный номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв м; литер В, инвентарный номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв м; литер 1, инвентарный номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв м; литер 2, инвентарный номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв м, выраженные в сообщениях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об отказе в государственной регистрации от 13 октября 2011 года: ....; № ....; ....; ....; ..... Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан. Председательствующий: Судьи: