учет № 57 09 апреля 2012 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Гилманова Р.Р., судей Янсона А.С. и Фахрутдиновой Р.А., при секретаре Вдовиной Н.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя НО «ГЖФ при Президенте РТ» Гилязова Х.М., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Загидуллина Т.И., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Загидуллиной Л.И., Талиповой Л.Р. и Талипов Р.З. обратились в суд к ответчику с иском об изменении договора социальной ипотеки № <данные изъяты> от 19.05.2006 г., а именно в п.п. 1.2 и 2.2 протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина к вышеуказанному договору, заменив слова «29000 рублей» на «22000 рублей» и обязании произвести перерасчет платежей исходя из стоимости 1 кв. м жилья в размере 22000 рублей. В обоснование иска указано, что 19.05.2006 г. между сторонами заключен договор социальной ипотеки о предоставлении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. 14.08.2008 г. составлен протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина к договору социальной ипотеки. В п.п. 1.2, 2.2 протокола указана стоимость 1 кв. м квартиры в размере 29000 рублей. Считают, что стоимость 1 кв. м жилья, приобретенного по социальной ипотеке, не должна превышать 22000 рублей; предоставление квартиры по стоимости 1 кв. м 29000 рублей является нарушением принципа социальной ипотеки, так как в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 февраля 2008 года N 92 «О целевой программе «Республиканская государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях» на 2008 год» стоимость 1 кв. метра жилья, приобретенного по социальной ипотеке, составляет 22000 рублей. Отказаться от подписания протокола возможности у них не было, так как в противном случае их исключили бы из очереди на получение жилья по социальной ипотеке сроком на пять лет. В судебном заседании истцы исковые требования поддержали. Представитель НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» иск не признал. Суд в удовлетворении иска отказал. В апелляционной жалобе Талипов Р.З. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, указав те же доводы, что и в исковом заявлении. Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения. Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В соответствии с п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной. В соответствии с положениями статей 421 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Из материалов дела следует, что Загидуллиной Т.И., действующей также в интересах несовершеннолетних Загидуллиной Л.И. и Талиповой Л.Р., и Талиповым Р.З., на основании договора социальной ипотеки № <данные изъяты> от 19 мая 2006 года, заключенного с НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» в лице социально-ипотечного потребительского кооператива «Строим будущее» (далее – СИПК «Строим будущее») и протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина от 14 августа 2008 года была приобретена квартира по адресу: город <адрес> Согласно пунктам 1.3, 2.2. и 2.3. протокола от 14 августа 2008 года условия и срок рассрочки платежей граждан определяется в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года № 366, стоимость 1 кв. м составляет 29.000 руб., при этом сверхнормативная площадь в выбранной квартире отсутствует. В связи с этим обеспечение членов семьи истцов жилым помещением было осуществлено на общих основаниях, предусмотренных вышеуказанным постановлением от 02 августа 2007 года, согласно которому начальная стоимость 1 кв. м приобретаемого жилого помещения устанавливается специализированной организацией с учетом затрат осуществленных при финансировании строительства, капитализации земельного участка и состояния рынка недвижимости. При этом в соответствии с пунктом 3 данного нормативного правового акта установлена возможность увеличения стоимости неоплаченной части жилого помещения. При этом истцы добровольно приняли участие в конкурсе по выбору квартиры и подписали протокол от 14 августа 2008 года, приняв все содержащиеся в нем условия предоставления квартиры, в том числе устанавливающие стоимость 1 кв. м жилого помещения в размере 29000 рублей без учета сверхнормативной площади предоставленного жилья, подлежащей в силу закона оплате с повышающим коэффициентом. Истцами был согласован график выкупа квартиры на срок в 306 месяцев в период с 16 августа 2008 года по 15 августа 2019 года, согласно которому истцами в течение более трех лет надлежащим образом исполнялись принятые на себя договорные обязательства и вносились денежные средства на расчетный счет адрес НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан». Предоставление истцам жилого помещения осуществлялось как работникам бюджетной организации и работникам общества с ограниченной ответственностью, не участвующих в инвестировании строительства жилья по социальной ипотеке. Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно указал, что условия оспариваемого истцами соглашения в части установления стоимости 1 кв. м квартиры № <данные изъяты> в доме № <данные изъяты> по <адрес> в размере 29.000 рублей не противоречат требованиям действующих нормативных правовых актов Республики Татарстан, регулирующих порядок предоставления гражданам жилья по социальной ипотеке и условия оплаты гражданами приобретенных жилых помещений. С данными выводами суда судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства и подтверждаются материалами дела. В соответствии со ст. 4 Закона Республики Татарстан от 27 декабря Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от В соответствии с положениями данной Целевой программы к ожидаемым конечным результатам реализации Программы и показателям эффективности Программы отнесены: 1. Осуществление инвестиций в целях: - обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан по социальной ипотеке в размере не менее 4448, 311 млн. рублей со сдачей 246, 472 тыс. кв. метров по цене не более 22 тыс. рублей за 1 кв. метр; - реализации молодым семьям - участникам Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 годы» в размере - реализации построенного жилья молодым специалистам на селе в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» по цене не более 22 тыс. рублей за 1 кв. метр в размере 1435, 916 млн. рублей с вводом 165, 369 тыс. кв. метров, в том числе 1005 млн. рублей без начисления процентов и без обязательства возврата молодыми специалистами при условии 5 лет проживания в реализованном исполнителем Программы жилье, 430, 916 млн. рублей на условиях возврата молодыми специалистами без начисления процентов сроком до 15 лет; - реализации построенного жилья в Республике Татарстан, необходимого для развития промышленных комплексов, в размере 1042, 8 млн. рублей на 47,4 тыс. кв. метров, реализуемого по цене не более 22 тыс. рублей за 1 кв. метр; 2. Осуществление выплат компенсаций при рождении ребенка в семьях, состоящих на учете по социальной ипотеке, в размере не менее 220000 тыс. рублей из расчета 200 тыс. рублей на одного ребенка. 3. Формирование земельных участков, подлежащих включению в Государственный резерв земель Республики Татарстан. Объем построенного жилья на территории Республики Татарстан с целью реализации гражданам на льготных условиях должен составить 509, 137 тыс. кв. метров, из них: на условиях социальной ипотеки - 246, 472 тыс. кв. метров; по Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 годы» - 49, 896 тыс. кв. метров; по Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года» - 165, 369 тыс. кв. метров; для развития промышленного комплекса - 47, 400 тыс. кв. метров. Требуемая стоимость квадратного метра жилья с учетом развития придомовых сетей, построенного на инвестиции исполнителя Программы, не должна превышать 22 тыс. рублей. Как следует из содержания вышеназванной Целевой программы, она определяет основные цели, задачи и сроки ее реализации, программные мероприятия, ресурсное обеспечение, а также механизм реализации и контроль за ходом ее реализации. Установленная данной Целевой программой стоимость 1 кв. м жилья - не более 22.000 кв. м отражает лишь требования к размеру себестоимости жилых помещений с учетом заложенного республиканским правительством объема инвестиций, направляемых на развитие жилищного строительства в республике. При этом указанная в качестве конечных результатов цена реализации 1 кв. м жилья в размере не более 22.000 руб. распространяется только на отдельные категории граждан, а именно – на молодые семьи - участники Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 годы», на молодых специалистов на селе в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года», а также на граждан, которым жилье предоставляется в рамках реализации построенного жилья в Республике Татарстан, необходимого для развития промышленных комплексов. Обеспечение жильем других категорий граждан в Республике Татарстан осуществляется в рамках социальной ипотеки в порядке и на условиях предусмотренных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года № 366 «О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года № 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» и совершенствованию порядка предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки». Положениями данного постановления установлено, что жилые помещения, предназначенные для предоставления в рамках государственной поддержки, строительство которых проинвестировано специализированной организацией по социальной ипотеке в объеме средств, безвозвратно переданных государственным заказчиком по соглашению, распределяются следующим образом: для работников бюджетной сферы - 45% объема построенного жилья; для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, - 45% объема фактического участия в финансировании государственной поддержки накопительным итогом начиная с 2005 года; для граждан, нуждающихся в неотложной поддержке, - 10% объема построенного жилья. При этом предусмотрено, что для граждан, участвующих в целевых программах, жилые помещения предоставляются в объеме, определяемом попечительским советом специализированной организации, на условиях, предусмотренных соответствующими целевыми программами, а для граждан, в том числе для работников бюджетной сферы, жилые помещения, построенные за счет дополнительных источников специализированных организаций, предоставляются в объеме, согласованном попечительским советом специализированной организации. В соответствии с нормативами, определенными указанным постановлением, общая площадь жилых помещений, предоставляемых с государственной поддержкой: для одиноко проживающего гражданина составляет 33 кв. метра; для семьи численностью 2 человека - 42 кв. метра; для семьи численностью 3 и более человек - по 18 кв. метров на одного человека. Превышение норматива при предоставлении жилых помещений с государственной поддержкой по установленной льготной цене в городах Казани, Набережные Челны, Альметьевске, Нижнекамске, Зеленодольске, Елабуге не должно составлять более 20 процентов. Если превышение норматива составляет более 20 процентов, то общая площадь жилого помещения, превышающая норматив (в том числе 20 процентов), оплачивается с применением повышающего коэффициента к цене 1 кв. метра жилья, утверждаемого Кабинетом Министров Республики Татарстан для реализации по социальной ипотеке. Предоставление жилых помещений с государственной поддержкой работникам организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, осуществляется по нормативам, определенным в порядке, установленном коллективным договором (пункты 2, 3, 4). В соответствии с Порядком определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года № 366, начальная стоимость 1 кв. метра приобретаемого жилого помещения - стоимость, определенная с учетом затрат, осуществленных при финансировании строительства, капитализации земельного участка и состояния рынка недвижимости. Начальная стоимость 1 кв. метра приобретаемого жилого помещения устанавливается специализированной организацией (Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан). Стоимость неоплаченной части жилого помещения увеличивается из расчета 7% годовых ежемесячно (7/12 процента в месяц) со дня утверждения акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (пункты 2, 3). В связи с этим обеспечение истцов жилым помещением было осуществлено на общих основаниях, предусмотренных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года № 366, согласно которому начальная стоимость 1 кв. м приобретаемого жилого помещения устанавливается специализированной организацией с учетом затрат, осуществленных при финансировании строительства, капитализации земельного участка и состояния рынка недвижимости. При этом в соответствии с пунктом 3 данного нормативного правового акта установлена возможность увеличения стоимости неоплаченной части жилого помещения. Истцы добровольно приняли участие в конкурсе по выбору квартиры и подписали протокол от 14 августа 2008 года, приняв все содержащиеся в нем условия предоставления квартиры, в том числе устанавливающие стоимость 1 кв. м жилого помещения в размере 29.000 руб. без учета сверхнормативной площади предоставленного жилья, подлежащей в силу закона оплате с повышающим коэффициентом. Кроме того, истцами был согласован график выкупа квартиры на период с 16 августа 2008 горда по 15 августа 2019 года (11 лет), согласно которому истцами в течение 2,5 лет надлежащим образом исполнялись принятые на себя договорные обязательства и вносились денежные средства на расчетный счет адрес НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан». Соблюдение сторонами при заключении договора социальной ипотеки императивных норм, содержащихся в нормативном правовом акте, не является для участников этих соглашений ограничением права на свободу договора. При таких обстоятельствах правовых оснований для изменения заключенных между сторонами соглашений у суда не имелось. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено. Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит. Руководствуясь ст. 328 п. 1, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Председательствующий - Судьи:
Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Талипова Р.З. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 14 февраля 2012 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Загидуллиной Т.И., действующей также в интересах несовершеннолетних Загидуллиной Л.И. и Талиповой Л.Р., Талипова Р.З. к Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» о внесении изменений в пункты 1.2 и 2.2 протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры от 14.08.2008 г. к договору социальной ипотеки от 19.05.2006 г. № <данные изъяты> об указании стоимости одного квадратного метра по нормативу с 29000 рублей на 22000 рублей и соответственном перерасчете платежей.
2004 года № 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» государственная поддержка развития жилищного строительства в Республике Татарстан осуществляется на основе принципов доступности, обеспечения содействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Татарстан реализации жителями Республики Татарстан конституционного права на жилище, платности, срочности, возвратности, адресности государственной поддержки с учетом доходов граждан, обеспечения защиты прав граждан и инвесторов.
18 февраля 2008 года № 92 утверждена Целевая программа «Республиканская государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях» на 2008 год».
1097, 712 млн. рублей с вводом 49, 896 тыс. кв. метров по цене не выше установленной Министерством регионального развития Российской Федерации;