о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении



Судья Д.С. Ушпаева № 33-2560/2012 учет № 22 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 марта 2012 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Я. Калимуллина,

судей Ф.В. Хабировой и А.С. Янсона,

при секретаре судебного заседания С.Р. Каримове

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Р.Я. Калимуллина гражданское дело по апелляционной жалобе истца М.С. Лалыкиной на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 31 января 2012 года, которым постановлено:

Исковые требования М.С. Лалыкиной к Исполнительному комитету муниципального образования г.Набережные Челны о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

М.С. Лалыкина обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету МО г.Набережные Челны о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет для получения жилья, ссылаясь на то, что она, являясь ветераном Великой Отечественной войны и имея право на установленные Федеральным законом «О ветеранах» льготы, неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако ей неправомерно отказано в принятии на учет ввиду умышленного ухудшения своих жилищных условий. Истец полагает данный отказ администрации района незаконным, поскольку обеспеченность жилой площадью одного человека, проживающего в занимаемой ею квартире, менее установленной учетной нормы.

Суд в иске отказал.

В апелляционной жалобе М.С. Лалыкина просит отменить решение, указывая, что она не имела намерения ухудшать свои жилищные условия. При вселении третьего лица в квартиру, собственником которой является дочь М.С. Лалыкиной, согласие истца на вселение и регистрацию указанного лица в жилом помещении не требовалось.

Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.

Согласно п.4 ч.1, п.3 ч.2 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу ст.53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Решением Городского Совета МО г.Набережные Челны РТ от 10.03.2006 № 9/7 установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Установлено, что М.С. Лалыкина, 08.08.1925 года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны, вдовой инвалида Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные статьями 20-23 Федерального закона «О ветеранах».

Как видно из материалов дела, истец обращалась в Администрацию Автозаводского района Исполнительного комитета МО г.Набережные Челны с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Письмом от 25.07.2011 Исполнительный комитет МО г.Набережные Челны отказал М.С. Лалыкиной в постановке на учет ввиду намеренного ухудшения ею своих жилищных условий, поскольку Н.М. зарегистрировался по вышеуказанному адресу уже после отказа администрации района поставить истца на учет нуждающихся в жилье в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи выше учетной нормы.

Так, с 22.05.2009 М.С. Лалыкина зарегистрирована и проживает в квартире <адрес>, общей площадью 35 кв.м, собственником которой является ее дочь. Всего на регистрационном учете по указанному адресу состоят 3 человека, то есть на каждого зарегистрированного в квартире человека приходится по 11,67 кв.м общей площади жилого помещения, что менее установленной органом местного самоуправления учетной нормы. Однако Н.М. зарегистрировался по данному адресу 28.06.2011, при этом ранее письмом от 20.04.2011 М.С. Лалыкиной отказано в постановке на учет нуждающихся в жилье ввиду обеспеченности жилой площадью выше учетной нормы.

Таким образом, М.С. Лалыкина намеренно ухудшила свои жилищные условия, до регистрации третьего лица по месту проживания истца оснований для постановки её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не имелось, в связи с чем решение Исполнительного комитета МО г.Набережные Челны об отказе в постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является правомерным.

На основании изложенного и с учетом анализа приведенных выше правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных М.С. Лалыкиной требований.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Решение органа местного самоуправления об отказе в постановке истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является законным, поскольку гражданин намеренно ухудшил свои жилищные условия и предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса РФ пятилетний срок не истек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 31 января 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца М.С. Лалыкиной – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: