об обязании произвести перерасчет материального стимулирования



Судья Фризина С.В. Дело №33-2515/12

Учет 10

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 апреля 2012 года г.Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Губаевой Н.А.,

судей Муртазина А.И., Вишневской О.В., при секретаре ФИО6

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Губаевой Н.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Республике Татарстан на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 12 января 2012 года, которым постановлено:

исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №8 по Республики Татарстан произвести перерасчет суммы материального стимулирования за 1 квартал 2011 года ФИО1 с учетом эффективности и качества выполненной работы и утвержденного коэффициента 1,4 для отдела выездных проверок.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 России по Республики Татарстан в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

В остальной части исковых требований ФИО1 отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав выступления представителя МИФНС России №8 по РТ ФИО7 в поддержку жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции ФНС России №8 по РТ о взыскании невыплаченной заработной платы в размере <данные изъяты> рублей, компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> и материальной помощи в размере <данные изъяты> рублей.

В обоснование иска указала, что она была уволена из МРИ ФНС России №7 по РТ 7 апреля 2011 года в связи с организационно-штатными мероприятиями (сокращением штатов) с должности главного государственного налогового инспектора. Ее стаж работы в налоговых органах составил 18 лет (17 лет из них в должности главного государственного налогового инспектора). 27 июня 2011 года было проведено заседание Комиссии Межрайонной ИФНС России № 7 по РТ по оценке эффективности деятельности налогового органа в 1 квартале 2011 года. Эффективность ее работы в отделе подтверждается материалами проверок, имеющихся у ответчика. В январе-феврале 2011 года она участвовала в выездной налоговой проверке. По результатам проверки было доначислено в доход государства налогов, пени и штрафов на общую сумму <данные изъяты> рублей. В протоколе заседания комиссии указано, что отдел выездных проверок, в котором она работала, является отделом приоритетного направления и которому коэффициент эффективности установлен 1,4. Материальное стимулирование выплачивается за качественное исполнение обязанностей. Выплачивается оно также и работникам, уволенным по уважительной причине. Она получила материальное стимулирование за первый квартал 2011 года в размере <данные изъяты> рублей, а работающие - в десятки раз больше. Кроме того, работники, не попавшие под сокращение, получили премии в размере оклада месячного денежного содержания за февраль 2011 года и по итогам работы за 1 квартал 2011 года. Эти премии ей также не были выплачены, хотя она имела полное право на поощрение своего труда. Указанные обстоятельства причинили моральную травму, так как не был надлежаще оценен ее труд, нарушены ее трудовые права. Просила суд обязать произвести перерасчет суммы материального стимулирования за 1 квартал, применив утвержденный коэффициент отдела приоритетного направления работ 1,4 - с учетом стажа, должности и чина; обязать выплатить полагающиеся ей премии за февраль 2011 года и по итогам работы за 1 квартал 2011 года, исходя из общего процента премирования с учетом всех полагающихся ей надбавок, взыскать денежную компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебное заседание истица не явилась, представила ходатайство, в котором просила исковые требования удовлетворить в полном объеме и рассмотреть дело без ее участия.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд исковые требования удовлетворил частично и вынес решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция ФНС России №8 по РТ просит решение суда первой инстанции отменить в части возложения обязанности произвести перерасчет суммы материального стимулирования, взыскании компенсации морального вреда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. При этом указано, что работа каждого отдела инспекции определялась по Методике оценки эффективности деятельности. При определении суммы материального стимулирования учитывался конкретный вклад государственного служащего. При рассмотрении вопроса о премировании сотрудников рассматривались служебные записки начальников отделов Инспекции. Протоколом комиссии от 27 июня 2011 года было принято решение выплатить средства материального стимулирования сокращенным сотрудникам на основании служебных записок начальников отделов. Размер выплаты ФИО12 составил <данные изъяты> рублей.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Согласно подпункту 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения.

В силу подпунктов 1-6 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах: при стаже гражданской службы в процентах

от 1 года до 5 лет 10 от 5 до 10 лет 15

от 10 до 15 лет 20 свыше 15 лет 30;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за
работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

Как следует из подпункта 1-2 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются:

1)        равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

2)        право гражданского служащего, на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

Согласно статье 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В силу подпунктов 1,3 Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2007 года № 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" Правительство Российской Федерации постановляет:

Осуществлять с 1 января 2007 года и в 2008 - 2011 годах материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников, имеющих специальные звания, территориальных органов Федеральной таможенной службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Материальное стимулирование, указанное в пункте 1 настоящего Постановления, осуществлять в Федеральной налоговой службе и Федеральной службе по финансовому мониторингу сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников их территориальных органов.

Во исполнение пункта 4 данного Постановления Министерством Финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года издан приказ «Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы".

Согласно пункта 1 абзаца 1,2 пункта 2 подпунктов 3-5 Приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н "Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы", настоящий Порядок разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 40, ст. 4801) и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.

Материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Материальное стимулирование гражданских служащих осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности.

Решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются в соответствии с настоящим порядком:

начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов.

Руководитель Федеральной налоговой службы, начальники межрегиональных инспекций, руководители управлений, начальники нижестоящих налоговых органов несут персональную ответственность за организацию и проведение оценки эффективности деятельности соответствующих налоговых органов и качества выполнения служебных обязанностей их гражданскими служащими, а также за эффективное расходование средств федерального бюджета на материальное стимулирование гражданских служащих в соответствии с настоящим Порядком.

Для проведения оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются Комиссии по оценке эффективности деятельности в центральном аппарате Федеральной налоговой службы и всех ее территориальных органах.

Руководителем Федеральной налоговой службы, начальниками межрегиональных инспекций, руководителями управлений, начальниками нижестоящих налоговых органов устанавливается порядок работы комиссий и их персональный состав, а также утверждаются решения Комиссии.

Основными задачами Комиссии нижестоящих налоговых органов являются:

оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими;

подготовка и представление начальникам нижестоящих налоговых органов предложений о размерах материального стимулирования его гражданских служащих.

Федеральной налоговой службой России разработана и утверждена Методика оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределения средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за 1,2 и 3 кварталы 2011года, согласно п.5.4. которой материальное стимулирование сохраняется за сотрудником налогового органа в случае ротации при переводе из подразделения в рамках системы налоговых органов, а также при расторжении служебного контракта в связи с выходом на пенсию, по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением и другим уважительным причинам. Материальное стимулирование за расчетный период с учетом фактически отработанного времени осуществляется в том налоговом органе, с которым сотрудник состоял в трудовых отношениях в расчетном периоде, в пределах средств материального стимулирования, доведенных до этого налоговым органом.

Согласно выписке из приказа ....-л от 26 января 2005 года ФИО1 работала в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>

Из материалов дела следует, что 15 августа 2005 года между <данные изъяты> по РТ и ФИО1 был заключен служебный контракт №87, согласно пункту 10 которого ФИО1 установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек в месяц, месячный оклад в соответствии с присвоенным классным в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек в месяц, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере 20% этого оклада, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 90% этого оклада, премии за особо важные и сложные задания, в соответствием с Положением, ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, а также другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами.

Из материалов дела усматривается, что 05 апреля 2011 года приказом начальника <данные изъяты> с ФИО13 было прекращено действие трудового договора (служебного контракта) с 07 апреля 2011 года по пункту 6 части 1 статьи ЗЗ «О государственной гражданской службе РФ» в связи с сокращением должностей гражданской службы.

Приказом УФНС по РТ от 15 июня 2011 года «О структуре ТО ФНС России в РТ» Межрайонная ИФНС .... по РТ реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС .... по РТ.

Определением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 22 ноября 2011года произведена замена ответчика по делу - Межрайонной ИФНС .... по РТ ее правопреемником - Межрайонной ИФНС .... по РТ.

Как видно из протокола №2 от 27 июня 2011 года, решением комиссии Межрайонной ИФНС РФ .... по РТ по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС РФ на основании служебных записок начальников отделов произведен расчет базовых сумм и представлены на утверждение начальника Межрайонной ИФНС РФ .... по РТ суммы средств материального стимулирования отделов инспекции .... за 1 квартал 2011года, а также сокращенных сотрудников инспекции, в том числе ФИО1 было предложено выплатить материальное стимулирование в размере <данные изъяты> рублей.

Приказом начальника Межрайонной ИФНС РФ .... по РТ от <дата> утверждены суммы средств материального стимулирования сотрудников инспекции, а также сокращенных сотрудников инспекции за 1 квартал 2011 года.

Как следует из материалов дела, отдел выездных проверок, где работала истица, относится к приоритетному отделу. Базовая сумма материального стимулирования для этого отдела составила <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, коэффициент эффективности отдела определен в 1,4.

Как видно из приказа Межрайонной ИФНС РФ .... по РТ от 30 июня 2011 года ФИО1 и другим сокращенным сотрудникам отдела выездных проверок решено было выплатить материальное стимулирование в размере <данные изъяты> рублей (ФИО1), <данные изъяты> рублей (ФИО8), <данные изъяты> рублей (ФИО9), работающим сотрудникам отдела выплачено материальное стимулирование в следующих размерах - ФИО14. - <данные изъяты> рублей, ФИО10 - <данные изъяты> рублей, ФИО15. - <данные изъяты> рублей.

Опрошенный в судебном заседании свидетель ФИО11, пояснил, что он являлся председателем комиссии, до 01 января 2011 года в штате инспекции .... было 105 сотрудников, а после сокращения осталось 63 сотрудника. Управлением ФНС по РТ были выделены средства для выплаты материального стимулирования сотрудников инспекции без учета сокращенных сотрудников. Первоначально средства были распределены только между работающими сотрудниками, но потом было принято решение стимулировать также и сокращенных работников, в том числе ФИО1 решено было выделить сумму <данные изъяты> рублей. По мнению свидетеля, ФИО1 являлась хорошим работником, длительное время работала в инспекции.

Как следует из служебной записки начальника отдела выездных проверок МРИ ФНС .... по РТ от 26 декабря 2011 года, ФИО1 участвовала с 17 января по 21 февраля 2011 года в выездной проверке <адрес>». Из письменных пояснений истицы следует, что 28 марта 2011 года руководителем инспекции было принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения <адрес> по результатам проверки доначислено налогов, пени, штрафов на сумму <данные изъяты> рубля, что является показателем эффективности ее работы.

Поскольку на основании вышеприведенных норм правовых актов материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, предусмотренного служебным контрактом, определение размера средств материального стимулирования по конкретному гражданскому служащему является задачей Комиссии по оценке эффективности деятельности налоговой инспекции, относится к ее исключительной компетенции.

Установив фактические обстоятельства по делу, проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение комиссии МРИ ФНС .... по РТ об определении размера материального стимулирования за 1 квартал 2011 года ФИО1 комиссией было принято без учета критериев оценки качества выполнения должностных обязанностей, в решении комиссии не имеется надлежащего обоснования определения истице суммы данной выплаты, которая несоразмерна мала по сравнению с выплатами работающим сотрудникам отдела. В служебной записке начальника отдела выездных проверок указан лишь вид выполненной ФИО1 работы, характеристика вида выполненной работы, ее качества, эффективности — не дана, какие-либо другие факторы оценки эффективности деятельности истицы также не указаны.

Увольнение истицы с работы в связи с организационно штатными мероприятиями (сокращение штатов) за пределами периода, за который произведена выплата сумм материального стимулирования, само по себе не влияет на эффективность деятельности истицы и не может служить основанием для снижения суммы материального стимулирования по сравнению с работающими служащими.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно обязал Межрайонную ИФНС .... по РТ произвести перерасчет суммы материального стимулирования за 1 квартал 2011 года с учетом утвержденного коэффициента 1,4, стажа работы, должности и чина, качества работы.

Определяя размер денежной компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, в силу части 2 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации суд учел все заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе степень вины работодателя, а также степень нравственных страданий истицы, принципа разумности и справедливости, конкретные обстоятельства дела.

Поскольку истцом в части взыскания с ответчика невыплаченной премии за февраль 2011 года и по итогам работы за 1 квартал 2011 года не доказано, что данные премии были начислены и выплачены сотрудникам инспекции, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в этой части. Кроме того, в справке за подписью руководителя ИФНС и главного бухгалтера от 11 января 2012 года указано, что выплату премий МРИ ФНС .... сотрудникам за данный период не производила.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, несостоятельны и опровергаются вышеуказанными обстоятельствами дела, являлись предметом разбирательства в суде первой инстанции, и им судом дана обоснованная оценка.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.199, п.1 ст.328, ст. 329 ГПК РФ, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 12 января 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы .... по Республики Татарстан – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Председательствующий

Судьи