Учет № 54 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 2 апреля 2012 года город Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Л.А. Валишина, судей И.И. Багаутдинова, С.А. Телешовой, при секретаре В.В. Чибисовой рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи С.А. Телешовой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства, труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан – И.Я. Зиангировой на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 9 февраля 2012 года, которым постановлено: иск М.Н. Закирова к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании субсидии на приобретение жилья удовлетворить. Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств Федерального бюджета <данные изъяты> в счет субсидии на приобретение жилого помещения на отдельный блокированный целевой счет .... категории «Жилье ветеранам», открытый на имя ФИО1 в <данные изъяты> для последующего перечисления указанной суммы <данные изъяты> на расчетный счет .... в специализированную организацию ГБУ «Главное инвестиционно-строительное управление РТ». Включить права и обязанности ФИО1, вытекающие из договора приобретения будущего собственного жилого помещения .... от <дата> и протокола участия в выборе будущего собственного жилья гражданина в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО1, умершей <дата>. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя М.Н. Закирова - А.М. Закировой, представителя М.Н. Закирова - И.И. Бушмакиной, М.Н. Хисматуллиной, возражавших против удовлетворения жалобы, представителя ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» - С.Ю. Малхасян, оставившего рассмотрение жалобы на усмотрение суда апелляционной инстанции, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Истец обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании субсидии на приобретение жилья. В обоснование иска указал, что его матери ФИО1, как члену семьи (вдове) умершего участника Великой Отечественной войны, Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан была предоставлена социальная выплата на приобретение жилья в размере <данные изъяты>, что подтверждается уведомлением о выделении субсидии для приобретения жилья. <дата> мать истца заключила с <данные изъяты> договор банковского (текущего) счета, в соответствии с которым банк открыл на имя матери истца отдельный блокированный целевой счет .... категории «Жилье ветеранам» и обязался принимать и зачислять на счет денежные средства, предоставляемые в качестве субсидий. В целях приобретения жилья за счет выделенных субсидий мать истца заключила со специализированной организацией ГБУ «Главное инвестиционно- строительное управление Республики Татарстан» договор приобретения будущего собственного жилого помещения - квартиры <адрес>. Таким образом, у матери истца ФИО1 возникло право на жилье. Не успев оформить договор купли-продажи и произвести государственную регистрацию права, ФИО1 умерла. После ее смерти истец обратился к нотариусу Тюлячинского нотариального округа Республики Татарстан за получением свидетельства о праве на наследство по закону, однако нотариус отказал в выдаче свидетельства, ссылаясь на отсутствие правоустанавливающих документов на жилой дом. Фактически истец принял наследство после смерти своей матери. В результате уточнения исковых требований в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, представитель истца просил взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств федерального бюджета <данные изъяты> в счет субсидии на приобретение жилого помещения на отдельный блокированный целевой счет .... категории «Жилье ветеранам», открытый на имя ФИО1 в <данные изъяты>, для последующего перечисления указанной суммы <данные изъяты> на расчетный счет .... в специализированную организацию ГБУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан», а также включить права и обязанности ФИО1, вытекающие из договора приобретения будущего собственного жилого помещения .... от <дата> и протокола участия в выборе будущего собственного жилья гражданина в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО1, умершей <дата>. Суд исковые требования удовлетворил и принял решение в вышеуказанной формулировке. Принимая данное решение, суд исходил из того, что ФИО1 при жизни реализовала свое право на получение и целевое использование выделенной государством субсидии на приобретение жилья, поэтому права и обязанности ФИО1, вытекающие из договора приобретения будущего собственного жилого помещения от <дата> и протокола участия в выборе будущего собственного жилья гражданина к договору от <дата> подлежат включению в наследственную массу, открывшуюся после ее смерти. В апелляционной жалобе представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан – И.Я. Зиангирова просит об отмене решения суда и приводит те же доводы, что и в отзыве на исковое заявление. В частности, в обоснование жалобы указано, что ФИО1 умерла, а иные лица не могут воспользоваться субсидией, имеющей целевой характер, кроме того, Министерство не является стороной договора будущего собственного жилого помещения и каких - либо обязательств перед истцом или ГБУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан», не имеет. Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения. Пунктом 1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 № 275 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан» установлено, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья. В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления, функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. В соответствии с пунктом 2 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, для инвалидов Великой Отечественной войны норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидий устанавливается в размере 36 кв.м. В соответствии с пунктами 6 и 7 указанного Положения, Министерство финансов Республики Татарстан в двухдневный срок после получения информации о поступлении субвенций осуществляет перечисление средств Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в течение 7 рабочих дней после поступления субвенций в порядке очередности граждан - получателей субсидий, определенной в пункте 4 настоящего Положения, в пределах поступивших средств формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан списки граждан, которым выделены субсидии. В соответствии с пунктом 11 данного Положения, в целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в территориальный орган социальной защиты: договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина; договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий лицо из числа ветеранов, инвалидов, детей-инвалидов (получателя субсидии) жильем общей площадью не менее 18 квадратных метров. В случае, если стоимость жилого помещения по договору превышает размер субсидии, недостающая сумма подлежит оплате за счет собственных средств гражданина. В соответствии с пунктами 13 и 14 Положения, после получения от территориального органа социальной защиты информации о представленных гражданами договорах Министерство обеспечивает поступление соответствующих денежных средств на счета соответствующих отделений уполномоченного банка с приложением реестров получателей субсидии по каждому отделению на электронном (формат ТХТ) носителе. В реестре должны указываться номер и дата платежного поручения и содержаться следующие, данные получателя субсидии: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации, причитающаяся получателю сумма субсидии, номер текущего (банковского) счета. Отделение уполномоченного банка не позднее 3 рабочих дней с момента поступления средств на корреспондентский счет банка и реестра получателей субсидий зачисляет денежные средства на блокированные целевые лицевые счета получателей субсидий. Уполномоченный банк после поступления денежных средств (субсидии) на счет получателя субсидии на основании письменного заявления получателя субсидии перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение. Из материалов дела следует, что Управлением социальной защиты Министерства, труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Тюлячинском муниципальном районе в адрес ФИО1 направлено уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилья в размере <данные изъяты>. <дата> ФИО1 открыла в <данные изъяты> отдельный блокированный целевой счет категории «Жилье ветеранам» для целей зачисления субсидии. <дата> ГБУ «Главное инвестиционно-строительное управление РТ» и ФИО1 заключили договор приобретения будущего собственного жилого помещения ...., согласно которому у ФИО1 возникло право получить в собственность, после полной оплаты, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. <дата> между ФИО1 и ГБУ «Главное инвестиционно - строительное управление Республики Татарстан» подписан Протокол участия в выборе будущего собственного жилья гражданина, согласно которому сторонами согласована квартира, подлежащая передаче в собственность ФИО1 - <адрес>. <дата> ФИО1 умерла Как следует из содержания пункта 11 вышеприведенного Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина по правовым последствиям приравнен к договору купли-продажи жилого помещения. С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание, что ФИО1 при жизни реализовала свое право на получение и целевое использование выделенной государством субсидии на приобретение жилья, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанная субсидия в размере <данные изъяты> рублей в порядке, установленном Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года, должна быть взыскана с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в счет оплаты по договору. В соответствии с положениями статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. По делу установлено, что все документы, необходимые для перечисления полученной субсидии на счет продавца, были предоставлены в территориальный орган Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан еще при жизни ФИО1. Истец, являющийся сыном ФИО1, умершей <дата>, является наследником первой очереди по закону после смерти матери. Учитывая, что имущественное право ФИО1 возникло при ее жизни, возникший спор напрямую затрагивает права истца, как ее наследника, и, принимая во внимание, что имущественные права и обязанности входят в состав наследства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что права и обязанности ФИО1, вытекающие из договора приобретения будущего собственного жилого помещения от <дата> и протокола участия в выборе будущего собственного жилья гражданина к договору от <дата>, подлежат включению в наследственную массу, открывшуюся после ее смерти. Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО1 умерла, а иные лица не могут воспользоваться субсидией, имеющей целевой характер, являются несостоятельными, поскольку обязанность по перечислению денежных средств на счет продавца возникла у Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан еще при жизни ФИО1. Доводы жалобы о том, что Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан не является стороной договора будущего собственного жилого помещения и каких - либо обязательств перед истцом или ГБУ « Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» не имеет, не влияют на правильность принятого судом решения, поскольку в соответствии с вышеприведенным Положением о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, Министерство обеспечивает перечисление субсидии уполномоченному банку для дальнейшего зачисления денежных средств на лицевой счет получателя субсидии Другие доводы, изложенные представителем Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в апелляционной жалобе, также не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционная жалоба не может быть удовлетворена. Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 9 февраля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: