О понуждении произвести перерасчет пенсии по старости



Судья Р.С. Бурганов Дело № 33-2694/2012

Учет № 27

А П Е Л Л Я Ц И О Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

2 апреля 2012 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Н.А. Губаевой,

судей О.В.Вишневской, А.И. Муртазина,

при секретаре О.В. Кузьмине,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.В. Вишневской гражданское дело по жалобе ответчика Управления Пенсионного фонда России в Вахитовском районе г. Казани и жалобе истца Жданова Г.Н. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 23 декабря 2011 года, которым заявление прокурора города Казани, предъявленного в интересах Жданова Г.Н., к Управлению Пенсионного фонда России в Вахитовском районе г. Казани о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии удовлетворено частично.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, выслушав объяснения представителя ответчика Насырову Г.Ф., поддержавшую жалобу пенсионного органа и возражавшую против удовлетворения жалобы истца, объяснения истца и его представителя Жданова Р.Г. в поддержку жалобы истца и возражавших против удовлетворения жалобы ответчика, объяснения представителя прокурора г. Казани Чуприна К.В., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а жалобы сторон без удовлетворения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Казани в интересах Жданова Г.Н. обратился в суд с заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда РФ в Вахитовском районе г. Казани о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.

В обоснование иска указано, что ответчик необоснованно отказал истцу в перерасчете пенсии по старости в виду отсутствия 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом ответчик засчитал в северный стаж периоды работы истца в следующем порядке: с <дата> по <дата> - 4 года 10 месяцев 6 дней из расчета 1 год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера; с <дата> по <дата> - 9 лет 7

месяцев 8 дней, с <дата> по <дата> – 1 месяц 28 дней из расчета 1 год работы в районах Крайнего Севера за 1 год. Прокурор считает, что ответчик применяет неверный подсчет северного стажа.

В ходе рассмотрения заявления истец требования уточнил: просил при подсчете северного стажа за период с <дата> по <дата> применить правила подсчета в условиях Крайнего Севера, то есть 1 год работы за 1 год без понижающего коэффициента; признать, что в совокупности с другими периодами стаж его работы в районах Крайнего Севера составляет календарно 16 лет; восстановить право на получение льготной пенсии со дня ее начисления.

Решением Вахитовского районного суда г. Казани от 23 декабря 2011 года заявление прокурора города Казани удовлетворено частично: в стаж работы Жданова Г.Н. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, включены периоды его работы на предприятии <данные изъяты> в льготном исчислении с <дата> по <дата> как один год за два года и с <дата> по <дата> как один год за один год и шесть месяцев; на пенсионный орган возложена обязанность произвести перерасчет трудовой пенсии Жданова Г.Н. с учетом изменений в его стаже работы; в удовлетворении остальной части иска отказано.

Стороны обжаловали постановленное решение суда.

В жалобе ответчика указывается на неправильное применение судом норм материального права, поскольку с коэффициентом увеличения подлежит исчислению общий трудовой стаж при условии работы не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при этом непосредственно северный стаж исчисляется календарно без коэффициента увеличения. Ответчик просил решение отменить.

В жалобе истца ставится вопрос об изменении решения суда, при этом истец просил включить в общий и специальный трудовой стаж период его работы на предприятии <данные изъяты> в Бодайбинском районе Иркутской области 11 лет 4 месяца, в том числе календарно 6 лет 5 месяцев, в льготном исчислении, как проработанным в районах Крайнего Севера. Обязать пенсионный орган произвести перерасчет трудовой пенсии с учетом изменения его стажа работы, среднего заработка и надбавок к пенсии. Также истец в жалобе оспаривает произведенный ответчиком расчет размера пенсии, исходя из осовремененного заработка, и просил возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет по данным справок, выданных <данные изъяты> от <дата> и <дата> и <данные изъяты> с учетом фактически полученных сумм пенсий взыскать недоплаченную задолженность.

Проверив обжалуемое сторонами судебное постановление на предмет его законности и обоснованности, судебная коллегия считает, что решение суда подлежим отмене.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как видно из материалов дела, Жданову Г.Н. пенсия по старости впервые назначена с <дата> в соответствии с Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях». На момент назначения пенсии общий стаж истца календарно составлял 38 лет 2 месяца 9 дней.

При исчислении пенсии учтен заработок истца в размере <данные изъяты> и установлен максимальный размер пенсии, предусмотренный статьей 13 названного Закона в размере <данные изъяты>. В последующем к пенсии истца была назначена надбавка за непрерывный стаж и размер пенсии с <дата> составил <данные изъяты>

С принятием 20 ноября 1990г. Закона Российской Федерации № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и с учетом северного стажа истца при исчислении в льготном порядке, его коэффициент составил максимально допустимый 0,75, в связи с чем, на январь 1991г. ему установлен максимальный размер пенсии <данные изъяты> который в последующем индексировался ответчиком в соответствии с Законом № 340-1.

Истец проработал в районах, приравненных к районам Крайнего Севера - <данные изъяты> в Бодайбинском районе Иркутской области с <дата> по <дата> и в районах Крайнего Севера - г. Норильск с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>

В дальнейшем пенсия истцу выплачивалась исходя их положений Федерального закона от 17.12.2011 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Удовлетворяя иск частично, суд спорные периоды работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, исчислил с применением повышающего коэффициента с <дата> по <дата> как один год за два года, с <дата> по <дата> как один год за один год и шесть месяцев, в связи с чем, пришел к выводу, что у истца достаточно требуемого северного стажа для производства перерасчета размера получаемой им пенсии.

Между тем, суд первой инстанции неправильно истолковал закон и обязал включить Жданову Г.Н. в стаж периоды работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в льготном исчислении для перерасчета размера трудовой пенсии, что является нарушением норм материального права.

Установлено, что Жданову Г.Н. пенсия по старости впервые назначена с <дата> по достижении им возраста 60 лет в соответствии с Законом СССР от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий от 03.08.1972г. № 590 (далее Положение), поскольку для назначения пенсии в возрасте 55 лет стажа его работы в условиях Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к Крайнему Северу, было не достаточно.

Согласно пункту 16 Положения на льготных условиях имели право на пенсию по старости рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже не менее 25 лет.

В соответствии с пунктом 110 Положения работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до 1 марта

1960г. засчитывается в стаж в двойном размере (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.08.1945г.)

Согласно подпункту «д» пункта 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.

Порядок предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, был установлен также Инструкцией, утвержденной постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 16.12.1967г. № 530/П-28.

В соответствии с пунктом 43 данной Инструкции льготное исчисление трудового стажа, установленное пунктом 110 Положения, применяется лишь при исчислении общего трудового стажа (25 лет), необходимого для определения права на пенсию.

Стаж за период работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях учитывается по фактически проработанному времени.

Вышеприведенные нормативные акты СССР не предусматривали суммирование стажа работы в районах Крайнего Севера со стажем работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера при неполном стаже в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

С 1 января 1991 года вступил в силу Закон Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В силу статьи 14 данного Закона пенсия в связи с работой на Крайнем Севере также устанавливалась мужчинам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера при общем трудовом стаже не менее 25 лет. И только при подсчете общего трудового стажа периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчислялись в полуторном размере согласно статье 94 Закона.

Ныне действующий Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также предусматривает право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при страховом стаже не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (подпункт 6 пункта 1 статьи 28).

Следует отметить, что на сегодняшний день закон, регулирующий спорные правоотношения, не предусматривает льготного порядка исчисления

страхового стажа при определении права на трудовую пенсию.

Приведенные законоположения в их историческом развитии указывают на то, что ни ранее действовавшими законами, ни действующими в настоящее время нормами не предусматривается льготное исчисление периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; льготное исчисление применяется лишь к подсчету общего трудового стажа до 1 января 2002г.

Следовательно, решение суда, которым северный стаж исчислен не календарно, а с повышающим коэффициентом, является незаконным.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит жалобу ответчика убедительной и подлежащей удовлетворению, а жалобу истца соответственно – подлежащей отклонению. Допущенное судом первой инстанции нарушение является основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта и вынесения нового решения.

Разрешая данный спор, с учетом вышеприведенного толкования пенсионного законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требования о перерасчете размера пенсии истца с учетом северного стажа не подлежат удовлетворению.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера» (в редакции постановления Совета Министров СССР от 03.01.1983 №12 (с последующими изменениями и дополнениями) Бодайбинский район Иркутской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Доводы истца о том, что Бодайбинский район Иркутской области, где располагается <данные изъяты>, относится к району Крайнего Севера, - не состоятельны и основаны на неверном толковании им соответствующих нормативных актов.

Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 18 ноября 1945г. №2927 утвержден Перечень отдельных местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1945г. «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера», в котором указана Иркутская область, в том числе Бодайбинский район.

Из ответа <данные изъяты> от <дата> на запрос Пенсионного фонда г. Казани следует, что Бодайбинский район на основании Указов Совета СССР от 1 августа 1945г. и от 11 февраля 1960г. относится к районам, приравненным к районам Крайнего Севера, а не к району Крайнего Севера. Справка аналогичного содержания выдана и Муниципальным учреждением <данные изъяты> от <дата>, в которой указано, что истец был принят на работу на период с <данные изъяты> по <данные изъяты> главным бухгалтером в <данные изъяты>, находившееся в поселке <данные изъяты> на территории Бодайбинского района Иркутской области, который является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера с коэффициентом 1,7.

Таким образом, все Перечни, начиная с 1945г., Бодайбинский район Иркутской области относили к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Распространение действий Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1945г. «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера» на лиц, работавших в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, при оценке пенсионных прав не приводит к отождествлению двух понятий «местности, приравненной к районам Крайнего Севера», и «района Крайнего Севера».

Поскольку часть периода истец работал в районе Крайнего Севера, а часть – в местности, приравненной к Крайнему Северу, то при подсчете трудового стажа в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются правила суммирования, позволяющие переводить время, отработанное в местностях, приравненных к Крайнему Северу, с понижающим коэффициентом в пересчете на время работы в районе Крайнего Севера, а именно подсчет трудового стажа в районах Крайнего Севера производится календарно как 1 год работы за 1 год, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 1 год работы за 9 месяцев.

С применением правил указанного расчета стаж работы истца на Крайнем Севере составит 14 лет 7 месяцев 8 дней исходя из следующего: с <дата> по <дата> – в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в переводе на Крайний Север – 4 года 10 месяцев 6 дней; с <дата> по <дата> - на Крайнем Севере – 9 лет 7 месяцев 8 дней; с <дата> по <дата> – на Крайнем Севере – 1 месяц 28 дней.

Без применения правил суммирования в календарном исчислении стаж работы истца в районе, приравненному к Крайнему Северу, составляет 6 лет 5 месяцев 9 дней, в районе Крайнего Севера - 9 лет 9 месяцев 6 дней.

Отсутствие у истца требуемого 15-летнего стажа работы в условиях Крайнего Севера или 20-летнего стажа в условиях, приравненных к районам Крайнего Севера, не дает права учитывать повышенное отношение заработка, а также повышенный фиксированный базовый размер в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 №312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». По данным пенсионного органа размер пенсии истцу рассчитан с учетом имеющихся максимальных показателей – коэффициента по стажу - 0,75 и коэффициента по заработной плате - 1,2, а также с учетом сохраненного повышения как труженику тыла в размере <данные изъяты>.

Поскольку истец не относится к лицам, отработавшим календарно полный северный стаж с применением методики суммирования и без таковой, то он не имеет права на исчисление пенсии с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации более 1,2 (от 1,4 до 1,9).

Доводы жалобы истца, касающиеся требований перерасчета размера пенсии, исходя из осовремененного заработка, оспаривания применяемого ответчиком механизма индексации, суммы задолженности – не подлежат рассмотрению, поскольку данные требования не предъявлялись в суде первой инстанции. Согласно части 4 статьи 327.1 Гражданского процессуального

кодекса Российской Федерации новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Установленные судом второй инстанции обстоятельства позволяют вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 199, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Вахитовского районного суда г. Казани от 23 декабря 2011 года по данному делу отменить и принять новое решение:

в удовлетворении заявления прокурора города Казани, предъявленного в интересах Жданова Г.Н., к Управлению Пенсионного фонда России в Вахитовском районе г. Казани о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии отказать.

Председательствующий

Судьи