об обязании перевести подвесные линии связи и воздушно-кабельные переходы в подземные коммуникации



Судья ФИО10 Дело № 33-..../12

Учет № 57

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

3 мая 2012 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Ф. Гафарова,

судей Ю.Р. Мочаловой, М.М. Сальниковой,

при секретаре А.С. Шараповой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя <данные изъяты> ФИО11 на решение Советского районного суда г. Казани от <дата>, которым постановлено:

заявление прокурора Советского района г.Казани удовлетворить.

Обязать <данные изъяты> в срок до <дата> переоборудовать подвесные линии связи в доме .... по ул.<адрес> г. Казани, осуществив перевод указанных линий связи в подземные коммуникации.

Взыскать с <данные изъяты> в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав выступления представителя <данные изъяты> ФИО12 в поддержку жалобы, прокурора ФИО13, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан ФИО14, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Советского района г. Казани (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к <данные изъяты> о возложении обязанности по переоборудованию линий связи путем перевода их в подземные коммуникации.

В обоснование требований указал, что <дата> года прокуратурой Советского района г. Казани совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан проведена проверка деятельности <данные изъяты> по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов. В ходе выездной проверки выявлен факт монтажа подвесных линий и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих <данные изъяты>, и их оборудования на вентиляционных шахтах, расположенных на крыше дома №.... по улице <адрес> г. Казани. При этом согласия собственников жилых помещений дома на размещение подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов не имеется.

Кроме того, размещенные подвесные линии связи и воздушно-кабельные переходы нарушают требования пунктов 6.5.10 и 6.5.11 Решения Казанской городской Думы № 4-12 от 18 октября 2006 года «О правилах благоустройства города Казани» (с изменениями), а также Распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан № 1159-р от 12 июля 2011 года, из которых следует, что операторам связи следует производить подключение зданий и сооружений, многоквартирных жилых домов к сети связи общего пользования Республики Татарстан подземным способом, без использования подвесных линий связи, обеспечить перевод подвесных линий связи и воздушно- кабельных переходов в подземные коммуникации в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения более 50 тысяч человек.

Просил обязать <данные изъяты> переоборудовать указанные линии связи, осуществив их перевод в подземные коммуникации.

Прокурор в судебном заседании заявление поддержал.

Представитель ответчика <данные изъяты> иск не признал.

Представители третьих лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан, <данные изъяты> с заявленными требованиями согласились.

Решением суда требования прокурора удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ответчика <данные изъяты> ФИО15 просит решение суда отменить. Указывает, что размещение ответчиком оборудования в жилом доме осуществлялось в <дата> годах в соответствии с требованиями действующего законодательства. На момент строительства и ввода в эксплуатацию сооружений связи отсутствовали правила, устанавливающие обязанность операторов связи осуществлять строительство сетей кабельных линий подземным способом. Изменения, внесенные в Решение Казанской городской Думы № 4-12 от 18 октября 2006 года «О правилах благоустройства города Казани», Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан № 1159-р от 12 июля 2011 года приняты после ввода в эксплуатацию линий связи, и не могут распространять свое действие на отношения, возникшие до введения их в действие. Кроме того, связь является предметом исключительного ведения Российской Федерации, поэтому ни органы государственной власти Республики Татарстан, ни органы муниципальной власти не имеют полномочий по установлению требований к способам размещения сооружений связи. Ссылается на неправомерность указания в решении суда на сроки переоборудования подвесных линий связи в подземные коммуникации.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона «О связи» оператор связи обязан руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.

Как видно из материалов дела, <дата> года прокуратурой Советского района г. Казани совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан была проведена проверка деятельности <данные изъяты> по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов.

В ходе указанной проверки выявлен факт монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих <данные изъяты> и их оборудования на вентиляционных шахтах, расположенных на крыше дома №.... по улице <адрес> г. Казани.

При разрешении требований о возложении обязанности на <данные изъяты> перевести линии связи в подземные коммуникации, суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан №1159-р от 12 июля 2011 года в целях обеспечения населения Республики Татарстан качественными услугами информатизации и связи, проведения единой технической политики по развитию телекоммуникационных сетей на территории муниципальных образований Республики Татарстан, обеспечения безопасности функционирования инфокоммуникационной инфраструктуры во время проведения Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, а также в целях повышения уровня благоустройства населенных пунктов Республики Татарстан и обеспечения эстетичности их архитектурного облика оператором связи, оказывающим услуги на территории Республики Татарстан, предписано осуществлять развитие и строительство сетей кабельных линий связи подземным способом.

Данный акт вступил в силу 18 сентября 2011 года (опубликовано в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти от 7 сентября 2011 №33).

Согласно этому распоряжению операторы связи должны производить подключение зданий и сооружений, многоквартирных жилых домов к сети связи общего пользования Республики Татарстан подземным способом, без использования подвесных линий, а также обеспечить перевод подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения более 50 000 человек.

Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 июля 2011 года №1324-р «О составе рабочей группы по организации перевода подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации» установлено, что завершение работ по переводу подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации должно быть обеспечено до 31 декабря 2011 года.

Решением Казанской городской Думы от 10 марта 2010 года №16-48 внесены изменения в Правила благоустройства г. Казани, утвержденные решением от 18 октября 2006 года №4-14, согласно которым запрещается пересекать автомобильные дороги общего пользования при прокладке кабелей связи воздушным способом от одного здания к другому зданию; использовать в качестве крепления кабеля связи элементы фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна).

Решение от 10 марта 2010 года вступило в силу с 1 июня 2010 года.

Из содержания пункта 2 распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан №1159-р от 12 июля 2011 года следует, что органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан предложено не только обеспечить правовое регулирование в сфере благоустройства населенных пунктов с численностью населения более 50 000 человек (в срок до 1 августа 2011 года; это правовое регулирование в муниципальном образовании г. Казани обеспечено путем внесения изменений в Правила благоустройства г. Казани), но и обеспечить перевод подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации в указанных населенных пунктах.

Кроме того, пункт 6.5.10 решения Казанской городской Думы от 10 марта 2010 года №16-48 устанавливает запрет на использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна), не указывая, таким образом, что данный запрет устанавливается лишь на первоначально размещаемые оборудование и линии связи.

Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда.

Государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Федеральным законом «О связи» осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти. В целом для обеспечения управляемости и устойчивости единой сети связи государства Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О связи» устанавливают приоритет Российской Федерации в области управления данной отраслью перед субъектами Российской Федерации. Так, согласно пункту "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации связь как отрасль отнесена к исключительному ведению Российской Федерации.

Однако в области связи на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи.

Так, в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи.

Пункт 25 части 1 указанной статьи предоставляет органам местного самоуправления полномочия по утверждению правил благоустройства территории округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.

Принятие вышеприведенных правовых актов исполнительного органа власти Республики Татарстан и представительного органа муниципального образования было вызвано необходимостью повышения уровня благоустройства <адрес>. Данные акты не устанавливают каких-либо новых нормативных требований в области связи, а регулируют вопросы благоустройства поселения, что входит в компетенцию принявших их органов.

Ссылка в жалобе на установление судом срока переоборудования подвесных линий связи в подземные коммуникации не может повлечь отмену правильного по существу решения суда, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на суд возложена такая обязанность при вынесении решения. Изменения, вносимые в распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан №1159-р от 12 июля 2011, на момент рассмотрения дела в законную силу не вступили. Следует отметить, что ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Советского районного суда г. Казани от <дата> года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя <данные изъяты> ФИО16 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи